ВОЗРАСТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО МНОГООБРАЗИЯ МИРА – ВЫЗОВ XXI ВЕКА
профессор, заведующий кафедрой КГФЭИ, ректор института Культуры мира, Тагиров Э. Р.
420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бутлерова, 4, Институт Культуры мира ЮНЕСКО econom@kfei.kcn.ru
Человечеству всегда, с самого «осевого времени», присуще великое многообразие форм его политической, хозяйственной, социальной, духовной деятельности в самых различных историко-временных, пространственных, геополитических и природно-климатических координатах. Многообразие – это генетическая заданность человеческого бытия, историческая «приговоренность» человеческого рода. Это как бы авансовая книжка, вексель на последующее обретение уникальности, неповторимости, яркости, величия и масштабности его исторического творчества. Многообразие, в таком контексте, – это источник и предпосылка социального прогресса. Но движущей силой истории, многообразие становится не автоматически, не стихийно, а лишь по мере его восприятия человеческим сообществом как непременного условия его собственного существования, выживания и развития, как базовой философской ценности, нормы нравственности, этического закона межкультурной коммуникации. То есть многообразие, как естественное состояние человечества, одновременно выдвигает на повестку дня историческую проблему формирования и постоянного наращивания потенциала компромиссного стиля мышления и действия на уровне взаимодействия людей, народов, стран и цивилизаций. Чем мощнее культурный слой толерантности, лежащий в основе компромиссного стиля мышления, тем в большей степени многообразие выступает фактором прогресса, и, наоборот, чем тоньше этот слой, тем шире и напряженнее конфликтное поле многообразия. Диалектическая взаимосвязь, взаимозависимость этих двух тенденций общественного развития и последствия нарушения баланса между ними, особенно предметно обозначается на крутых поворотах истории, на стыках межцивилизационных «революций». Более того, такого рода повороты и «революции» потому и возникают, что уровень культуры мира, толерантности и согласия утончается до критической отметки. Системные кризисы и транзитные революции, обычно сопровождаемые ростом числа «горячих точек» и конфликтов нового исторического поколения, сигнализируют о неадекватности уровня и качества межкультурной коммуникации возросшей степени многообразия мира. А потому трансформации социальных систем и межцивилизационные переходы совершаются успешно там и тогда, где и когда предпринимаются целенаправленные действия по усилению потенциала толерантности до той отметки, которая позволяет усилившемуся многообразию народов, стран и всего мира выйти на режим устойчивого и динамичного развития. С этой точки зрения, реактивный рост культурно-цивилизационного многообразия человечества в целом, и всех его составляющих, на рубеже векoв и эпох приобрело форму нового исторического вызова.
Усиление культурно-цивилизационного разнообразия, базируясь на фундаментальных сдвигах национально-странового, регионального и глобального масштаба, выступает сегодня одной из ведущих тенденций общеисторического развития.
Факторов, динамизирующих процесс возрастания многообразия мира множество, и они имеют объективный характер.
Одним из таких факторов является глобализация, которая своей векторальной направленностью на унификацию, стандартизацию, универсализацию главных сфер и форм общественной жизни, представляет собой угрозу сохранения и уникальности, самобытности, этноконфессиональной идентичности, культурно-языковой многокрасочности [1].
Рост многообразия – это форма «ответа» на такую опасность всеобщей «сертификации» всего мирового бытия, обратная сторона феномена глобализации.
Из этого вовсе не вытекает односторонняя, негативно-критическая характеристика глобализации. Так же как и было бы ошибочным ее восприятие только лишь с положительной стороны. Широкие научные обсуждения проблем и последствий глобализации в России только лишь начинаются. Нашей же исходной посылкой является тезис о необходимости обеспечения двухуровневого подхода к анализу глобализации.
В широком цивилизационном смысле глобализацию можно рассматривать как стратегическое направление развития всего человечества с начала его зарождения. Но оформления индустриальной цивилизации, она отличалась локальностью и слабой динамичностью своего воздействия на жизнь народов и стран в общемировом масштабе. Скажем процессы, протекавшие и характеризовавшие жизнь отдельных народов и стран в эпоху средневековья, имея локальное значение – не выходили за рамки этно-территориальных границ. Масштабы и темпы влияния и применения общих подходов, приемов, методик, технологий и стандартов в обустройстве и организации современной жизни в условиях глобализации реактивно ускоряется.
В узком смысле под глобализацией предлагается понимать именно этот, современный этап перехода человечества к постиндустриальной цивилизации, который характеризуется размыванием всех и всяких – границ «рубиконов» пространств, территорий, регионов, стран, народов, культурно-религиозных и цивилизационных миров. «Наконец, – пишет об этой особенности глобализации В.В.Михеев, – речь идет о Явлении, открывающем перспективу сотворения Единого мира – как объективно наиболее рационального субъекта управления со стороны Человека» [2].
Интересны и продуктивны взгляды на эту проблему зарубежных теоретиков концепции глобализации Р.Робертсона, Ф.Джеймсона, У.Д.Мигнола, Л.Склэр и других, которые определяют развитие современного этапа глобализации как «двуединый процесс превращения всеобщего в особенное и превращения особенного во всеобщее», как управляемую политику «насильственного цивилизаторства» и возникновение социального движения «антиглобализация».
По сути оба понимания глобализации близки и даже едины в том, что глобализация – это объективный естественно-исторический процесс сближения разнообразных частей единого мирового пространства, но не через «продавливание» и экспансию, а через долгий, сложно-противоречивый процесс поиска механизмов единения, формул согласия, диалога культур, народов и цивилизаций.
В контексте наступления нового мирового порядка и связанного с этим ускорения процессов глобализации и многообразия мира, задача формирования культуры компромиссного мышления и действия приобретает силу категорического императива.
Прежде всего, быстрыми темпами увеличивается численность населения планеты. Так, если в начале XIX века население земного шара достигло одного миллиарда, а в начале XX века составляло уже три миллиарда, то к середине XXI века число жителей планеты достигнет 10 миллиардов – той предельной нагрузки, которую может выдержать только Земля.
Неуклонно растет и число государств. Так, если в середине XX века в ООН входило чуть более 60, а в 1991 году – 166 стран-членов, то сейчас их уже 188. Во второй половине XXI века прогнозируется увеличение числа государств до 400. При этом радикально меняется их этнический характер, в сторону усиления мультинациональности. В этом смысле наиболее ярким примером выступает США, где «котел» этнической переварки уже «погас». Сегодня в США – 280 миллионов человек, в 2050 – их будет 400, а в 2100 – уже 570 миллионов. При этом если азиаты и исламоязычные в сумме сегодня составляют 15% населения Америки, то в 2050 году – их будет 33%. В 1960 году 16 миллионов американцев вели свою родословную не от европейских предков, а в 2002 году таких американцев было 80 миллионов [3].
Рост масштабов полиэтничности мира в целом поражает воображение. В начале XX века в нем подсчитывалось примерно 1,5 тысячи наций. К началу XXI их число увеличилось до 3 тысяч. К середине XXI века этот показатель может удвоиться. Продолжается и усиливается процесс всеобщего религиозного «бума», который характеризуется не только ростом числа верующих в мире, но и расщеплением мировых религий на более мелкие и формирование на их стыке или на их полярных полюсах все новых и новых религиозных и конфессиональных групп, общин.
Растут масштабы и темы миграции и передвижения людей. Только число беженцев в мире составляет более 30 миллионов, а в странах Европейского сообщества иммиграция достигла сегодня отметки 75 миллионного уровня. Происходящее в этом плане сопоставимо лишь с двумя великими историческими переселениями народов мира. Это лишь некоторые фрагментарные данные из того «букета» культурно-цивилизационного и этноконфессионального многообразия, из которого состоит наш современный мир. В этом многообразии – не слабость, а источник его силы. Дальнейший его рост – историческая перспектива человечества, что выводит проблему взаимоотношений людей, народов и цивилизаций на новый уровень сложности, требует увеличения и усиления культурного слоя толерантности и освоения человечеством на этой основе компромиссного стиля мышления и исторического действия.
«Все конфликты зарождаются вокруг различий, будь то расовые, религиозные или национальные. Европейское видение состоит в том, что существование различий не несет в себе угрозы, это единственное явление и ответ на существование различий прост: их надо уважать. Тут-то и лежит фундаментальный принцип мира – уважение разнообразия». Эти размышления Нобелевского лауреата Джона Хьюма можно и нужно возвести в ранг Формулы Жизни многообразного мира. Ведь все главные конфликты наступившего третьего тысячелетия так или иначе связаны с различием, вообще в принципе, с различием в религиозной и культурной лояльности, прежде всего, и в первую очередь. Битвы, которые на этой основе уже ведутся в «горячих точках» мира – определяют лицо XXI века.
Вот почему надо научиться понимать, принимать и уважать многообразие.
Литература
1. По данным «Атласа находящихся под угрозой исчезновения языков мира», подготовленного ЮНЕСКО, угроза исчезновения нависла более чем над тремя тысячами живых языков (т.е. над половиной современных языков народов мира).
2. В. В. Михеев. Глобализация и азиатский регионализм. Вызовы для России. Москва, 2001, с. 6 – 7.
3. А. Уткин. Полюс богатства против полюса населения. «Независимая газета», 26 марта, 2003.