ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЭТНОС И ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
директор, Диц В.Г.
420111, Республика Татарстан, г.Казань ул. К. Маркса 26, Немецкий Дом Республики Татарстан ndrt@inbox.ru
В последние годы стали притчей во языцех разговоры о глобализационных процессах, угрожающих естественному развитию и чуть ли не самому существованию человечества. Возникло и приобрело широкий размах движение антиглобалистов, принявшее разнообразные, в том числе, экстремальные формы. Попробуем разобраться, что же плохого для человека – для нас с вами – несёт глобализация, отделить здесь зёрна от плевел, мух от котлет, а плюсы от минусов.
Противники и критики процессов глобализации пугают общественность предстоящим «усреднением», обезличиванием индивидуумов, объединением их в некие жёсткие рамки единообразными нормами и правилами, потерей этническими группами своей самобытности. Кстати, в истории человечества подобные попытки подчинить человечество или значительную его часть власти того или иного тирана или догмам конкретной идеологии уже предпринимались, и не раз. Это империи Александра Македонского, Тамерлана и Чингисхана, фашистский рейх, идеи и практика мировой социалистической революции. Но все эти модели «глобализации» носили исчерпывающе субъективный характер: это были всего лишь попытками внедрения в реальную жизнь чьих-либо абстрактных схем или бредовых идей. В развёртывающемся в настоящее время на планете процессе глобализации дело обстоит совсем иначе, строго наоборот. Хотя и здесь всё происходящее есть результат действий конкретных людей (иного в принципе и не может быть), но процесс этот объективный, закономерный, естественный. Ноосфера как система переходит в данном случае на новый, высший уровень самоорганизации, что является естественным результатом её развития. Это новый уровень реализации принципа единства мира (в данном случае социума), когда всё новые пласты человечества, всё новые группы людей из различных регионов планеты вывариваются в едином экономическом котле и начинают исходить в жизнедеятельности из общих (т.е. принимаемых существенным и быстро растущим большинством) установок и принципов. Мир становится всё теснее, всё энергичнее он перемешивается. Вся планета становится общим рынком. Общий рынок бесцеремонно разрушает любую социальную (сословную, кастовую, конфессиональную, этнокультурную) замкнутость, сметая на своём пути любые подобные ограничения и барьеры. Все социальные группы становятся отрытыми миру, а весь мир открывается им. Анализ предшествующих эпох убедительнейшим образом показывает необратимость вышеописанных процессов. Это и есть глобализация.
Уходя корнями глубоко в толщу истории, процесс глобализации, в современном смысле слова (в экономической и частично в политико-правовой сферах), начался ещё в XIX веке (см. марксистское определение империализма). Сам же термин глобализация» стал широко использоваться с 80-х годов XX века. Ряд исследователей выделяют при этом эпоху протоглобализации, продолжавшуюся с середины XIX века до начала первой мировой войны. ХХ же век ярко продемонстрировал сшибку различных глобализационных проектов – колониального фашистского, коммунистического, либерального, фундаменталистского. Свою жизнеспособность в итоге этой сшибки показал либеральный проект, и хотя, как говорят некоторые, история на этом не заканчивается. Автор будучи неофитом, прозелитом и адептом либерального проекта глобализации, рассмотрю понятие глобализации с этих позиций, с целью показать (и, по возможности, обосновать) объективность, неизбежность реализации, продуктивность и, в конечном счёте, благотворность такого проекта и такого процесса.
Геометрический образ глобализации был удачно найден французским палеонтологом, философом и теологом Пьером Тейяром де Шарденом. Он выразился так: «Мир свёртывается (на себя)».
Логично отделить друг от друга понятия «глобализация в широком смысле слова» и «глобализация в узком смысле слова». Начнём с анализа дефиниций первого понятия.
Широко используемое при освещении данной темы определение глобализации (в широком смысле слова) дал американский учёный Роберт Робертсон (Robert Robertson), которое мы лишь слегка скорректировали: «Глобализация есть серия эмпирически фиксируемых разнородных изменений, объединяемых лишь логикой превращения мира в единое целое». Здесь, конечно же, речь идёт вовсе не о мире в целом, объекте совместного исследования философии, космологии, физики микромира и высоких энергий, а также социоантропологии и футурологии. Речь идёт о планетарном социуме, о человечестве с различными формами его бытия. Объективные исследователи процессов глобализации на основе непредвзятого их анализа постулируют неизбежность полной планетарной интеграции, перехода от множества государств, этносов и культур к единому мировому государству. Это будет единая экономика, единые законы и даже единая мораль, но культура наших не столь уж отдалённых во времени потомков останется и будет существенно многообразной (подробнее об этом ниже).
Почему «не столь уж отдалённых во времени»? Вспомним, что такое время. Это неотъемлемый атрибут любой открытой неравновесной системы мира. Мир (мир в целом) есть совокупность (система) таких саморазвивающихся и самоорганизующихся систем, находящихся в сложнейших (с учётом структурной неисчерпаемости) иерархических отношениях друг с другом (системы, надсистемы, подсистемы различных уровней и т.п.). Каждая из этих систем (наша Вселенная, Галактика, Солнечная система, геосфера, биосфера, ноосфера, различные таксоны живого, этносы, отдельные индивиды и т. д.) имеет собственное время, со своей временной осью и своим временным ритмом. Взаимоотношения систем устанавливают и соотношения их времён, в том числе в рамках их соподчинённости. Время наиболее сложно организованных систем (или – в системах) течёт быстрее. Человечество (как система) отвело себе много времени (миллионы лет) на период своего «доисторического» развития. Но сейчас темпы развития человечества приобрели совсем иной характер («время сжимается»). Там, где человек или даже природа сделали однажды один шаг вперёд, они неминуемо сделают все последующие шаги, куда бы они их ни вели, и каждый последующий шаг, как правило, будет сделан быстрее каждого предыдущего. С началом совершенствования появившихся на этапе человеческого стада (или даже предстада) орудий труда возникло человеческое общество, и эволюция человека добавило к биологической две новые - технологическую и социальную – составляющие. Развитие технологий и общественных структур шло уже на порядок (порядки?) быстрее биологического; последнее на этом фоне стало даже совсем незаметным (хотя в настоящее время и биологическое развитие пошло в бурный рост, но это уже совсем другая история).
Если все системы этого мира, включая нашу Вселенную, развиваются по спирали, то спираль эта заключена в конус, и по мере их развития диаметр витков уменьшается, а скорость «оборачивания» растёт; спираль развития в вершине конуса (т.е. в идеале) вырождается в прямую линию, всё стремительнее уносящуюся в необъятную даль (пределов развития нет, как нет пределов у мира в целом; кстати, понятие развития к миру в целом неприложимо).
Итак, общее ускорение развития, вызывающее сокращение временных промежутков между повторяющимися событиями человеческой истории, позволяет уверенно предположить быструю практическую реализацию глобализационных схем на планете. Мировое пространство буквально на глазах будет преобразовано в единую зону, в рамках которой беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, свободно распространяются идеи и передвигаются их носители. Путь к этому не прост. Это и совершенствование всеобщего (но пока исключительно противоречивого внутренне) международного правового поля (ООН со своими специализированными организациями, ВТО, МВФ, МБРР, Базельский комитет по банковскому надзору; будут созданы и новые организации и органы). Это и развитие единого культурно-информационного поля (Интернет, возможно, некоторые пока закрытые специализированные сети и т. п.). Разрастающиеся трансграничные взаимодействия между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, ведущие к быстрому торжеству глобализации, сопровождает и трансграничный перенос эпидемических заболеваний, экологических бедствий, различных типов преступной деятельности, включая страшное зло начала этого столетия – международный терроризм. Активизация деятельности транснациональных негосударственных образований (это и этнические диаспоры, и религиозные движения, и международные преступные сообщества) также носит двоякий характер. Глобальная деятельность транснациональных корпораций также постоянно таит в себе угрозу установления олигархического (а отнюдь не демократического) правления планетарного масштаба. Это один из самых опасных «подводных камней» глобализации. Объединённому человечеству должно достать разума и сил, чтобы достойно противостоять этой угрозе. Общечеловеческое самоуправление должно стать истинно демократическим и абсолютно прозрачным.
Говоря же о глобализации в узком смысле слова, берут лишь её экономический аспект, а ещё точнее, рассматривают глобализацию как интеграцию финансовых рынков. Именно в экономической сфере процесс глобализации развивается наиболее интенсивно:
б) международные финансовые операции (государственные и частные кредиты, кредиты международных организаций; акции, облигации, иные долговые обязательства, другие ценные бумаги; фьючерсы, опционы и другие производственные финансовые инструменты);
в) международное движение факторов производства (информации, капитала, не- и малоквалифицированной рабочей силы – в форме стихийных миграций, высококвалифицированных работников – в форме «утечки мозгов»).
Производственному, научному, технико-технологическому, инжиниринговому и информационному международному сотрудничеству здесь отводится особая роль. Причём микроэкономический уровень такого сотрудничества определяется деятельностью компаний (финансовых, производственных, торговых и др.), а макроэкономический – внешнеэкономической политикой государств. Конечно, размах влияния и деятельности ТНК (транснациональных корпораций) на глазах перерастает микроэкономический уровень, многие государства т. н. третьего мира неспособны в принципе противопоставить воле ТНК что-либо существенное, кроме воли (подчас эфемерной) международных институтов, но всё же списывать со счетов национальные государства как основные субъекты международных отношений пока преждевременно.
Если процесс глобализации в целом рассматривать в двух ипостасях – как глобализацию мирохозяйственных связей (в узком смысле слова) и глобализацию международных отношений (дополняющую понятие глобализации до её широкого понимания), то следует констатировать отставание второй ветви процесса. В этой связи вспоминается известное выражение К. Маркса о том, что народ выбирает тот язык, который ему диктуют потребности хозяйственного оборота. То есть рынок никого не спрашивает, развиваться ли ему, он обречён на развитие и взлом барьеров, таковому мешающих. С международными отношениями (т.е. со становлением политико-правовой основы глобализационных процессов дело обстоит гораздо сложнее, поскольку в современном обыденном сознании национальные государства предстают универсальной формой организации общества, в которой чуть ли не навеки отлито человеческое бытие. Должно измениться само человеческое сознание (индивидуальное и общественное), чтобы глобализация состоялась, «прошла».
Ранее уже развивалась мысль о том, что технологическое время опережает социальное, социальное время опережает биологическое, биологическое опережает геологическое и т.д. (здесь дело в уровне самоорганизации систем, их «сложности»). Прогресс технологий лежит в основе прогресса общества и является движущей силой социальной эволюции. Подобно традиционным технологиям, современные информационные технологии определяющим образом влияют на предмет труда, затем на сам труд, на человека и, наконец, на человеческое общество в целом. Но социальные структуры, являясь результатом развития технологий, более инерционны и менее гибки. Обновление социальных структур, вызываемое технологическим прогрессом, нередко вызывало к жизни разрушительные революции. Однако современные развитые общества сумели приспособиться к стремительной смене технологий; сам процесс непрерывных и всё убыстряющихся изменений в различных сферах жизни общества стал привычной нормой для подавляющего большинства населения развитых стран, и они не пытаются уже социальными бунтами раскачивать лодку, в которой сидят. Страны «третьего» мира к такому ходу событий в большинстве своём пока не готовы, он вызовет в этих частях мира немало болезненных процессов. Но своё новое качество всеобщее социальное бытие непременно обретёт. И оно уже не будет укладываться в привычные рамки национально-государственных образований. Как уже отмечалось ранее, главной проблемой для наиболее безболезненного «прохождения» глобализации является инерционность человеческого сознания. Необходима смена парадигм мышления, изменение привычек, традиций. Под влиянием каких факторов они должны измениться? К тому же речь здесь должна идти и о темпе таких изменений, об их ускорении – вслед за темпами глобализации «в узком смысле» слова.
Ключевым инструментом этого ускорения послужит ни что иное, как информационные технологии. Технологическая эволюция является главным инструментарием (развития) человечества. Авторитетные современные исследователи считают абсолютный приоритет технологического прогресса над всеми остальными интересами и представлениями прямым условием выживания человечества как биологического вида (ведь многие животные быстрее, сильнее и неприхотливее человека). Именно в данный исторический момент происходит очередное расширение сферы применения технологической эволюции, после социума и биосферы её влияние распространилось на организацию самого общества и структуры его управления (самоуправления), а затем и на формирование сознания как индивидуального, так и общественного. Традиционный рутинный нетворческий труд сформировал прежний биологический вид человека. Отныне труд из библейского проклятия превращается в нечто совсем иное – в творчество, формируя человека нового типа. Для творческого человека такой труд не обуза, а радость, не проклятье, а наслаждение. Расцвет информационных технологий сделает творческий труд практически единственным видом труда, что кардинально изменит индивидуальное и общественное сознание человека. Эти изменения непременно ускорят глобализацию надстроечных процессов и структур, синхронизируют её и приведут в соответствие с глобализацией экономической жизни.
Что же несёт глобализация человечеству, этносам, личности?
Начнём с человечества в целом. Выше было доказательно предположено, что процесс этот ему имманентен, он естественен и прогрессивен. Конечно, глобализация глобализации рознь. Выше приведенные примеры насильственного установления единых порядков и подчинения им жизни людей не выдерживают критики. Это худшие страницы жизни человечества. Иное дело современные процессы глобализации, осуществляемые на основе традиционных ценностей так называемого Запада («Северо-Запада»). В их основе – права человека, которые – в идеале – полагаются высшими по отношению к правам любых социальных групп, объединяющих этих людей. Эта мысль будет развита ниже, когда речь пойдёт о соотношении понятий «глобализация» и «личность». Пока же ограничимся констатацией очевидных (и фактически тривиальных) истин. Ведь даже уничтожение таможенных и либерализация пограничных барьеров в масштабе какого-либо региона континента, планеты автоматически ведёт к прогрессу торговли и экономики, к сдерживанию, ограничению и даже разрушению тормозящей прогресс монополизации жизни как в базисных, так и в надстроечных сферах, к плодотворному расцвету конкуренции во всех её проявлениях, к повышению открытости, демократизации общества и, как следствие, к неизбежному повышению уровня жизни населения этих регионов. Достаточно лишь одного-двух примеров.
Начнём с европейского общего рынка и его политической надстройки - Европейского союза. Можно считать данную модель образцом для подражания гражданам любых других стран. Безусловно страны Запада находятся на острие технического, технологического, научного, социального прогресса планетарного социума. Наверное такая глобализация для человечества в целом –благо.
А теперь переместим взгляд на Восток, сразу – на Дальний. О японском обществе говорить здесь не стоит: оно весьма интенсивно и позитивно участвует в глобализационных процессах, оно в них полностью втянуто. Я хотел сказать лишь о Тайване и Южной Корее. До недавних пор (а в какой-то мере и сейчас) это были всего лишь на всего оккупационные зоны США. Тем не менее, тайваньская сталь теснит отечественную на внутренних рынках США, а продукция южнокорейских предприятий успешно конкурирует с любой иной на мировом рынке. А так называемые «новые индустриальные страны» Юго-Восточной Азии? Я хочу этим сказать, что и Востоку, и Югу путь в «глобализационное» будущее не заказан. Не нужно лишь становиться в национально-обиженную позу и самим выбирать себе место на обочине исторического прогресса.
Не так уж долго оставаться в гордом одиночестве патроном-фаворитом глобализации и баловнем мегаобщества Соединённым Штатам Америки. Американские же геополитики уверенно прогнозируют уже выход по уровню ВВП на равные позиции со США Китайской Народной Республики. Вспомним при этом о более чем полуторамиллиардном населении Китая.
Новый мировой порядок складывается сейчас стихийно, вырастая во многом снизу. Вокруг наиболее сильных игроков на мировой арене формируются суперрегиональные сообщества национальных государств. В этих суперрегионах будут, очевидно, образовываться т.н. интегрии – наднациональные политические объединения со своей валютой, моделями экономического регулирования, правовыми и управленческими институтами, системами безопасности. Интегрии объединят мегаобщество.
Благоприятствуют ли расширение, углубление и интенсификация глобализационных процессов развитию личности? Благоприятствуют, если в социально-экономическом аспекте мир перестраивается по своим передовым образцам – а это, опять же, Запад. В основу ценностных ориентиров наших потомков должны лечь: частная собственность, либеральные экономические модели, приоритет прав человека, демократия, прозрачность самоуправления. Конечная победа либерального глобализационного проекта принесёт личности благо.
Конечно, развитие человечества диалектически противоречиво, и процессам глобализации как естественным результатам развития социума на его современном этапе сопутствуют отнюдь не менее естественные и очень интенсивные этнические процессы. Ведь человечество ещё и совокупность (система) различных саморазвивающихся и самоорганизующихся этносистем. Поэтому процесс стирания межкультурных барьеров будет протекать особо болезненно. Пассионарные элементы этнических систем, пассионарные личности (в просторечии националисты), чья жизнедеятельность подчинена решению задачи сохранения, выживания их этносов под мощным глобализационным прессом, станут наиболее принципиальными и последовательными антиглобалистами, будут давать глобализации бой сначала на рубежах собственных этносистем (в случае мононациональных государств – на их рубежах), затем – на рубежах суперрегиональных интегрий (здесь будут воздвигнуты последние и наиболее мощные оборонительные бастионы). По всей вероятности, границы этих суперрегионов предвосхитил в своих футурологических конструкциях Сэмюэль Хантигтон ещё более 10 лет назад. Что можно на это сказать? Суперсовременные технологии по своей сути носят априорно объединительный, интегрирующий, воистину всеобщий характер. Это с одной стороны. С другой стороны, расцвет этих технологий ещё застанет на Земле практически всё этническое многоцветье культур. Безудержный прогресс информационных технологий позволит зафиксировать современное нам культурное многообразие человечества и бесконечно долго воспроизводить его на потребу всё новых поколений землян в любых удобных для них формах.
И последнее замечание о сущности технологической эволюции человечества, лёгшей в основу его современного развития. Это развитие не остановить. Никакие запреты здесь не пройдут. В отношении прогресса технологий (клонирование человека, изменение его генома и пр.) для человечества в целом никаких моральных ограничений не может существовать в принципе, в противном случае мы вступаем в вопиющее противоречие с самим принципом развития открытых неравновесных систем, в данном случае – социума.
Итак. Глобализация – это наше неизбежное завтра. Более того, глобализация – это уже и наше сегодня. Нам не удастся отсидеться в уголке, закрыв глаза и уши, спрятаться от неумолимых реалий всё быстрее развивающегося мира. Критиковать и вносить поправки, изменения в быстротекущие глобализационные процессы – это наш с вами долг. Но тотальное противостояние глобализации с опорой на этнокультурную, конфессиональную и национально-государственную обособленность – путь в никуда, обрекающий наши народы, от имени которых мы якобы выступаем и самобытность которых защищаем, на суровые лишения, отсталость и быстрое исчезновение с лика Земли. Если мы противопоставим себя прогрессивному ходу истории и законам развития социума (читай: законам природы), то получим результаты, строго противоположные ожидаемым. И ведь это мы уже проходили (я имею в виду нашу многострадальную страну). Так, может быть, не будем ещё раз наступать на грабли? Тем более, этот «раз» будет уже последним.