ВАЖНОСТЬ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА В СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Первый заместитель муфтия РТ Валиулла хазрат Якупов
420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 6, Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Известно, что в Республике Татарстан (далее РТ) практически поровну проживает христианское и мусульманское население, ее территория расположена на стыке цивилизаций, культур, является межконфессиональным пограничьем. Казалось бы, здесь должны были бы быть проблемы в этой области. Однако, слава Аллаху, в последние годы несмотря на напряжение, в отличие от других регионов СНГ, у нас никто не убит в межконфессиональных разборках. Благодаря, в том числе, усилиям руководства ведущих конфессий республики, нам удалось создать действующую атмосферу доверия и взаимосотрудничества. В то же время нельзя не обратить внимание на то, что это не было случайным результатом. Это есть итог выбора правильной политики руководством республики, общественности.
После десятилетий насильственного атеизма наши народы стремятся к вере. Конечно, это многомерный и многотрудный процесс, чреватый многими шероховатостями. Когда человек на фоне социальных, общественных и личных проблем ищет спасения в религии, не всегда он находит правильный путь. На пути присутствуют соблазны «клюнуть» на простые рецепты, навязываемые сектантами и экстремистами от религии, которые действуют на периферии всех мировых религий, вместо долгого пути самосовершенствования, предлагаемого традиционными религиями. И у нас в республике в начале 90-х годов были попытки открытого распространения сектантской религиозности, в т.ч. и в исламской оболочке.
Общественная заслуга в том, что в РТ нашли понимание официальные религиозные структуры, которые благодаря народной поддержке смогли превратиться в солидные учреждения. Например, в состав Духовного управления мусульман РТ ныне входят более 1000 мечетей, целая система религиозных образовательных заведений во главе с Российским Исламским Университетом. Таким образом, курс на поддержку официального мусульманского духовенства оказался очень продуктивным, позволил отсечь тогда сектантов на маргинальные позиции.
В условиях Республики Татарстана - проверенным оплотом толерантного Ислама является традиционный Ислам ханафитского мазхаба. В этой связи, очевидно, что для сохранения достигнутой толерантности, нужно укреплять этот мазхабический Ислам.
Ясно, что все попытки эрозии мазхаба служат очевидной попыткой расшатать и традиции терпимости, связанные именно с ним. Хочется выразить уверенность, что ханифитский Ислам в нашей республике имеет достаточный запас прочности и любые попытки его размытия, исходящие от неосектантов разного рода, не увенчаются успехом, и Республика Татарстан и впредь будет гордиться межконфессиональным миром. В этой связи, уместно звучат слова нашего Пророка (мир ему): «Будьте взаимотерпимы и не разногласьте» (Муслим).
Суть исламского взгляда на происходящий в мире процесс глобализации следующая:
Ислам – это заключительное и вечное божественное монотеистическое послание, призывающее своих последователей к диалогу, взаимному идеологическому общению, духовному объединению и работе над осуществлением единства человеческого сообщества.
Учитывая то, что исламское вечное послание - есть миссия, гармонирующая с человеческой природой, являющаяся основным элементом, в котором участвуют все люди, то оно (вечное послание) опирается на логику убеждения и свободы идеологического выбора для того, чтобы проникнуть в реальность человеческой души и осуществить совершенную веру в него, подобно тому, как оно опирается в своем общественном порядке на логику справедливости, – а она есть общая цель всего человечества, для того, чтобы сделать его (вечное послание) всеобщей осью объединения и сотрудничества.
Также это послание характеризуется необходимой гибкостью, которая полностью охватывает различные эпохи, виды культурного и общественного разнообразия в рамках его общих ценностей, и отвечает всем потребностям справедливого пути человечества и духовным нуждам в полной мере.
Ислам имеет позитивный взгляд на будущее мира. Он поддерживает тенденцию мира к природному и человеческому взаимному сближению, и к системе истины и справедливости, и он подтверждает победу истины над ложью, в конце концов.
Технический прогресс в сфере информации и связей, облегчение развития основных связей человечества, в их разных формах проявления, есть позитивное явление, которое может через утверждение справедливости, свободы и нравственных ценностей создать всеобщее человеческое движение и всеобъемлющее истинное развитие человеческого сообщества.
Расширение связей между рынками товаров, услуг и капиталов, рост торговли и мирового капиталовложения, наличие разных способов научно-технического сотрудничества, должны быть монополизированы, а должны учитывать те особенности, которые требует процесс становления развивающихся стран. Тем самым предоставляются новые шансы и для исламских стран, чтобы они заняли свое соответствующее место в мировой экономической системе с помощью их всеобъемлющего взаимодействия, и объединяющей согласованной политики.
Подъем уровня пропаганды знаний среди народов мира по различным темам, и желание увеличить удовлетворение духовных и нравственных нужд разных слоев общества, обеспечит фундамент, пригодный для развития общего чувства и эффективного реагирования во всеобщем человеческом сознании, что осуществит отказ от факторов несправедливости и беспорядка, и вступление в господство нравственных всеобщих ценностей.
Узкий корыстный взгляд, алчное материальное стремление, безнравственное корыстное использование в целях осуществления политического и экономического господства, и навязывание культурной единой формы другому человеку препятствует мировому движению человечества по направлению к единству и совершенству. Разрушительная материалистическая философия, которая опускает высшую человеческую сущность к низшему, и через ценностное относительное преобразование к исходному пункту, способствует смешиванию истины с ложью и относится к моральным ценностям и правам человека с позиции силы. Поэтому она теряет пригодность и необходимое логическое научное значение для правильного ведения мирового движения человечества. И следует противостоять этому, чтобы движение человечества оставалось на своем прямом пути.
К скверным особенностям материалистической глобализации относится широкое распространение несправедливости в мире, разница в доходе между бедными и богатыми странами, бедными и обеспеченными слоями общества, отсутствие предоставления равноправных шансов и помощи для развивающихся стран, насаждение политики дискриминации и усиление научно-технических монополий.
Материалистическая глобализация взамен приглашения к взаимному участию и культурной разнородности заставляет принять свою материальную культуру, ослабляет нравственные ценности, стирает культурные индивидуальности народов и навязывает культурное выравнивание посредством информационного ограничения. Расширение мирового непринятия материалистической глобализации ради защиты местных культур говорит о неминуемом провале этой культурной агрессии, потому что материалистическая глобализация отказывается от взаимного участия и культурных различий.
Материалистическая глобализация движется в направлении политического влияния со стороны самых мощных сил и отрицания национального самоуправления. Власть глобализации – осуществлялось ли оно через многонациональные компании, не отвечающие за всеобщие выгоды, или через монополию какого-то числа крупных сил – разрушает все начала свободы и демократии. Тем самым она всегда будет обречена на неудачу из-за её нарушения прав, которые установил Аллах Всевышний для всего человечества. Такая власть похожа на деспотические империи мира истории человечества.
Несмотря на то, что технический прогресс заставил расширить проявление глобализации в отношениях и связях человечества, это не значит, что принятие материалистической глобализации неизбежно, в то время как все народы могут участвовать в формировании мировой сущности и созидать в ней. Настоящее движение нуждается в исправлении, и поэтому сообщества, особенно исламские, их интеллигенция и ответственные люди должны работать над требуемым исправлением, взяв на вооружение то, чем они владеют из богатых культурных возможностей.
Демонстрация и распространение исламского образа всеобщей мировой культуры является обязанностью мусульманских ученых и мыслителей. Запись нравственного универсального извещения на основе гуманного учения божественных пророков формирует общий стержень для всех верующих (религиозных людей) и стремящихся к духовному на пути установления здравой тенденции в развитии человечества.
Подтверждение богатых культурных элементов исламской цивилизации, усиление составных частей единой сущности исламской уммы и стремление к её единству усиливается через силу молодого поколения, познающего свою независимую сущность.
Определение предвзятых и искаженных представлений об Исламе, замена их на действительные и гуманные образы божественных учений, и, тем самым, демонстрация исламской всеобщности требует взаимодействия между информационными агентствами разных стран и исламскими СМИ посредством прочного сотрудничества и серьезной работы.
Неискаженное и нравственное использование современных технологий информации и связи, планирование их использования в области воспитания, общего и высшего образования исламских стран и регионов, обеспечение благоприятной почвы для грамотного научного и коммерческого пользования Интернетом – вот позиция современного «исламского взгляда» на глобализацию.
Писатели, исследователи и деятели искусства могут внести свой вклад в подъем уровня сознания и просвещения молодого поколения мусульман, творя богатые произведения во всех их разновидностях и, демонстрируя тем самым, прекрасные образцы исламской культуры. Необходимо, чтобы планирование развития шло параллельно с подтверждением культурной и исторической самобытности, и с принятием во внимание этих важных приоритетов для исламских правительств.
Диалог культур, поддержание идейных связей между религиями, сближение между исламскими течениями есть активность, которая подает надежды, вносит вклад в осуществление человеческой всеобщности и разоблачает движение, вращающееся вокруг оси утверждения борьбы цивилизаций и возрождения войн под эгидой религии и сектантских конфликтов.
Широкое использование Интернета формирует новые возможности для обмена информацией и поддержания связей между культурами. Для гарантий свободы и равенства в пользовании им, освобождения от монополизации и нарушения прав личности и ограничения индивидуальности, а также для защиты от нападок на человеческую нравственность, необходимо прийти к всеобщему (универсальному) соответствию в определении и выполнении программы прав и морали в Интернете.
Терроризм во всех своих формах, осуждается с исламской точки зрения, потому что он посягает на свободу и права человека. Предвзятый образ, который относит преступные и террористические методы к Исламу – религии мира и свободы – создает величайшую ложь, оправдывающую агрессию на свободу и человеческие права мусульман. Поэтому нужно противостоять всем методам терроризма и его оправданию. Самым действенным средством является опора на тысячелетние традиции толерантного, классического, то есть мазхабического Ислама. В этом случае нам всем удастся избежать крайностей и созидательно строить свое будущее.
Невероятное ускорение всех процессов, от передвижения до получения информации, появление планетарного мышления, ощущения малости земного шара все более подтверждают предвидение будущего нашим пророком Мухаммадом. Очевидно, что все эти явления облегчают людям осознание своего места в мире, их бесконечной нужды в Создателе. Синдром всесильных «мичуринцев», независимых покорителей природы и другие психопатологии постепенно успешно лечатся и человек все более и более обретает нормальное мироощущение и находит пути общения со Всевышним.
На Западе давно наблюдается отрезвление от опьяняющих идей «прогресса». Первым описал симптомы этого похмелья Деннис Медоуз в книге «Пределы роста» (1972). Причем речь идет не только об ограниченности экологических ресурсов, но и о внутренних пределах, о психофизических возможностях человека. То есть, реалии последней трети ХХ века поставили под глубочайшее сомнение традиционную прогрессистскую концепцию во всем интеллектуальном мире.
Современная наука главным критерием социальной динамики признает ныне уже не производительные силы и не производственные отношения, а уровень гуманизации общества, положения личности в нем, очеловечивание человека. Таким образом, современная наука доказывает, что самым совершенным обществом в истории человечества было сообщество сахабов, воспитанное Пророком Мухаммадом, как об этом и говорится в Коране, в котором сахабы называются лучшей общиной, выведенной из людей.
В условиях глобализации угроза утери идентичности, ее размывания становится только явственней. В этой связи актуальность методов самосохранения, консервации национальных особенностей, в том числе посредством «своей» традиционной религии, будет только возрастать. До революции татары и русские тоже, как и сегодня, ходили по одним и тем же улицам, но все же они жили в своих этнических «пространствах», не пересекаясь друг с другом. Главный фактор был, конечно, религиозный. И никакой ассимиляции татар не происходило. Вышеупомянутая задача может быть не так остра для Казани и Татарстана, но проблема сохранения татарского этноса от ассимиляции в других регионах по-прежнему стоит очень остро. И охранительная функция Ислама совсем не перестала быть актуальной для татарского этноса, необходимость ее во сто крат увеличилась именно сейчас, и усилия надо сосредоточить на реанимации именно проверенных свойств этой охранительной, консервативной функции Ислама для сохранения татарского этноса и за пределами Татарстана.
История распорядилась так, что Республика Татарстан стала той территорией, на которой соприкоснулись две цивилизации — Ислам и Христианское православие, это регион, где сосуществуют тюркская и славянская культуры. Нации, придерживающиеся разных религиозных систем, за прошедшие века совместного проживания научились веротерпимости, уважению к своим соседям, что дает возможность поддерживать мир и спокойствие.
Известно, что все религии провозглашают принципы: «Не убий», «Не навреди», т. е. стремятся объяснить людям, что они связаны общепланетарными законами, что следование им сделает возможным выживание и развитие. Например, в Коране сказано: «Мы погубили поколения, которые были раньше вас, потом сделали Мы вас преемниками после них на земле, чтобы посмотреть, как вы будете действовать». Таким образом, только от нас зависит какой алгоритм действия мы выберем, какое «предстоящее» мы себе готовим.
Будущее человечества, не далекое, а обозримое, может быть оптимистичным и радостным, так как священные тексты предостерегают и, в то же время, дают и надежду, что пока люди будут славить Единого Бога, пока будут жить среди людей святые праведники, конец света не наступит. И в этой связи, необходимо сознательно противостоять Сатане, который распространяет учение о невозможности человеческой святости и праведности, о том, что все люди, включая пророков,— тривиальные грешники. С этой дьявольской логикой нельзя соглашаться, иначе конец света действительно может осязаемо приблизиться (а средствами его приближения, т.е. проводниками деградации, будут как раз отрицатели святости). Если же пестовать истинную ученость, святость и праведность, искренне стремиться к ней, то взгляд на будущее человечества обретает взвешенный, мужественный оптимизм.