НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
главный референт, Хабибуллина С.С.
420014, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, Департамент внешних связей Президента РТ, Подъезд 9 khabibullina_s@kremlin.kazan.ru
Мы живем в эпоху, когда процессы глобализации начинают активно влиять на политику, экономику, социальную жизнь практически всех стран мира. Глобализация уже давно проникла на региональный и местный уровень. Она представляет собой вполне реальное и неизбежное явление, ее позитивные и негативные последствия приходится учитывать в тех областях, которые раньше были практически изолированы от внешнего мира. ХХ век стал эпохой глобализации, больших мультинациональных концернов, наднациональных и международных организаций, также как и усиления тенденций создания общемировой экономики в рамках общей цивилизации и обострения конкуренции. Беспрецедентное развитие информационных технологий, «Интернета» способствовало снижению значимости границ государств. Эти процессы затронули и такую, казалось бы консервативную, область как дипломатия. Дипломатия – это официальная деятельность глав государств, правительств, направленная на достижение целей и задач внешней политики, на защиту интересов своего государства за рубежом.
Несмотря на то, что неизменными остаются сами принципы государственной дипломатии, в условиях сегодняшнего мира дипломатия перестает быть узкой специальностью ограниченного круга лиц – дипломатов. Активную роль начинают играть различные неправительственные, культурные, научные и миротворческие организации, выражающие естественное устремление людей к дружбе, взаимопониманию, сотрудничеству. Все чаще и чаще ученые и специалисты говорят о таком понятии как «народная дипломатия» (иногда ее называют еще «гражданской или общественной дипломатией»).
У народной дипломатии нет устоявшегося определения. В целом – это общественная деятельность граждан и организаций в международной сфере, которая направлена на реализацию личных, общественных и государственных интересов.
Исторически так сложилось, что дипломатией в нашей стране занимаются не только известные политологи, экономисты, военные, ученые и деятели культуры, но и простые граждане, которым хочется жить в мире с соседями из других стран, изучать языки и культуру зарубежья, делиться достоянием отечественной науки и культуры. Народная дипломатия способствуют объединению людей, развитию гармоничных отношений между ними, расширению взаимодействия между странами в различных областях нашей жизни. И если такое взаимодействие устанавливается на уровне человеческом, то и на государственном уровне общение между странами может получить новый виток развития.
Чтобы понять страну, нужно понять народ её населяющий. И если говорить о дружбе между странами, то нужно говорить о дружбе между людьми, представителями этих стран. А для того чтобы понять человека, необходимо почувствовать его мир, узнать его культуру и духовно-этическую основу. И тогда на смену конфронтации придет диалог, основой которого может стать общность морально-этических ценностей, о которых говорили все великие подвижники человечества. Таким образом, народная дипломатия становится важным институтом развития гражданского общества, механизмом демократизации внешней и внутренней политики государства.
Дипломатия всегда развивалась вместе с государством и ее главной целью, в том числе и на уровне народной дипломатии, всегда оставалась защита и продвижение интересов государства. Говоря об активизации общественной дипломатической деятельности в России необходимо упомянуть, что сейчас в нашей стране зарегистрировано 350 тыс. неправительственных объединений, 75 тыс. из них – это около миллиона человек – работают активно. Во многих городах России и ближнего зарубежья проводятся форумы и конференции, посвященные народной дипломатии. В прошлом году при участии МИД России прошла научно-практическая конференция «Народная дипломатия в международных отношениях». Международные форумы гражданской (народной) дипломатии, ежегодно проводимые уже в течение тринадцати лет, стали эффективным механизмом налаживания сотрудничества и взаимодействия между многими независимыми неправительственными организациями.
В нашей республике также накоплен определенный положительный опыт «народной дипломатии». Ее развитие происходило параллельно с процессами становления государственности Татарстана, укрепления его международных и внешнеэкономических связей и вклад «народной дипломатии» в эти процессы сложно переоценить.
Первые самостоятельные шаги в сфере внешних контактов Республики Татарстан в новейшей истории относятся к концу 80-х годов. В этот период Казань, другие города республики начинают активно посещать аккредитованные в Москве дипломаты, зарубежные гости, представляющие различные уровни и сферы государственной и общественной деятельности. Активизировались и поездки за рубеж представителей Республики Татарстан. Справедливости ради отметим, что, в тот период у республики было недостаточно опыта в международной деятельности. На этом этапе государственные органы активно используют возможности «народной дипломатии», неофициальные контакты, связи общественных и неправительственных организаций.
Важным вкладом в становлении татарстанской народной дипломатии стали два важных события 1992 года. Первое – это созыв Всемирного конгресса татар, где было заявлено о необходимости возрождения национальных традиций, культуры и родного языка, о потребности в деловом сотрудничестве с соотечественниками, проживающими за пределами Татарстана. Членами исполкома Всемирного конгресса татар были избраны представители диаспор из Москвы, Ленинграда, Башкортостана, США, Финляндии.
Второе важное событие – созыв Съезда народов Татарстана. По решению съезда народов Татарстана была создана Ассоциации национально-культурных обществ РТ (далее по тексту АНКО РТ).
Важное место в работе АНКО РТ все эти годы занимала деятельность по развитию принципов «народной дипломатии», работа национально-культурных обществ по расширению связей Татарстана (культурных, торгово-экономических, научно-технических) с исторической родиной народов, проживающих в республике. На сегодняшний день эта Ассоциация объединяет 32 диаспоры.
В дальнейшем в республике были созданы и сегодня успешно действуют ряд общественных и некоммерческих организаций, способствующих развитию международных связей посредством народной дипломатии.
Республика Татарстан – это государственное образование, развитие внешних связей которого представляет собой многоцелевой процесс, включающий в себя комплекс политических, экономических, культурных, социальных и других аспектов. Стратегическими целями внешней деятельности Республики Татарстан является повышение международной конкурентоспособности региона, постепенная интеграция республики в мировую экономику, обеспечение благоприятных внешних условий для всестороннего внутреннего развития Татарстана.
На сегодняшний день Татарстаном подписано более 60 соглашений с иностранными партнерами о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, открыто более десятка зарубежных представительств, с участием иностранных инвесторов созданы многие совместные предприятия, привлечено более одного миллиарда долларов иностранных инвестиций. За десятилетний период произошло трехкратное увеличение объемов внешней торговли и более чем четырехкратное увеличение экспорта Татарстана. Республика уверенно входит в десятку регионов лидеров по инвестиционной привлекательности. Татарстан имеет торговых партнеров более чем в 100 странах мира, с участием зарубежных компаний действуют многие совместные предприятия, реализуется ряд крупных проектов. На территории республики успешно работают такие всемирно известные компании как «БАСФ», «АББ Лумус Глобал», «Люфтганза», «Вольво», «Скания», «Томсон», «Пратт энд Уитни».
Огромным международным авторитетом пользуется Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев, визиты которого в иностранные государства всегда проходят на высоком правительством уровне и привлекают большое внимание как внутри страны, так и за рубежом. Его встречи с канцлером ФРГ Герхардом Шредером, Премьер-министром Франции Аленом Жюппе, Президентом Польши Александром Квасьневским, Президентом Египта Мухаммедом Хосни Мубараком, Президентом Республики Финляндия Мартти Ахтисаари, Премьер-министром Швеции Йораном Перссоном, Президентом Ирана Сейедом Мохаммедом Хатами, Президентом Турции Ахметом Неждетом Сезером, Генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацууро говорят о большом уважении к Татарстану и его Президенту.
Особое значение придается участию республики в международных организациях. Республика Татарстан является членом Ассамблеи регионов Европы, участвует в работе Межпарламентской Ассамблее СНГ, поддерживает контакты с ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы, другими международными и региональными институтами.
рошедшие тринадцать лет новейшей истории Татарстана были ознаменованы активным участием республики в международной деятельности, в летописи которой немало ярких страниц. Можно с уверенностью констатировать, что за короткий период истории Татарстану удалось добиться заметных результатов, найти свое место в быстро меняющемся современном мире. За республикой закрепился имидж стабильного и последовательно развивающегося региона, Татарстан получил международное признание как надежный и перспективный деловой партнер, открытый для взаимовыгодного сотрудничества.
Сегодня почти все отрасли республики поддерживают контакты с внешним миром. И если раньше внешние связи на региональном уровне являлись лишь прерогативой государственных органов, то сейчас появляются общественные организации, активно участвующие в международных программах и проектах. Внешние связи активно развиваются по линии научных, образовательных, культурных, архивных, медицинских, спортивных, туристических и общественных организаций. Это непосредственно содействует развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, создает благоприятные условия и возможности для развития подлинной «народной дипломатии».
Нам представляется, что основная задача народной дипломатии – это участие в процессах создания вокруг Татарстана пояса дружбы и добрососедства, укрепление международного авторитета Республики Татарстан, продвижение за рубежом экономических, культурных и образовательных интересов республики.
В республике хорошо зарекомендовали себя такие формы народной дипломатии, как развитие контактов с культурными отделами Посольств иностранных государств в Москве, проведение фестивалей и дней зарубежной культуры, молодежные и студенческие обмены, проведение различных выставок и семинаров.
В качестве примера хотела бы привести успешную работу Татаро-японского культурно-информационного центра «Сакура», основанного в 1996 году. Центром проведено десять фестивалей японской культуры в Татарстане, организованы десять крупных выставок. Создан информационно-образовательный телецикл «Жемчужина Тихого Океана. Открывая Японию». Прошла серия радио программ о содержании экономического чуда Японии. Оказано содействие в организации преподавания японского языка в КГПУ, КГТУ (КАИ), ТИСБИ В 2003 году был первый выпуск студентов КГПУ. Совместно с японской стороной (в рамках программ МИД Японии) организована программа молодежных российско-японских обменов. Постоянно оказывается содействие спортивным контактам, приемам японских консультантов по восточным видам единоборств, карате, айкидо. На уровне деловых контактов проведено семь бизнес семинаров «Татарстан-Япония», организованы стажировки. Японской стороной профинансированы следующие программы: создание библиотеки, оснащение Центра, оказано содействие Зооботсаду в получении мартышек, получены различные гранты. Снято 7 телефильмов о Татарстане в Японии, опубликовано материалы о Казани и Татарстане, проводится постоянное информирование СМИ Японии о наиболее значимых мероприятиях, проводимых в Татарстане.
В настоящий момент совместно с органами государственной власти идет работа над реализацией следующих проектов:
Открытие Представительского Центра делового и культурного сотрудничества по работе с другими странами.
Разработан проект Ежегодной Международной Молодежной Конференции «Институты демократии стран мира»
Уже реализуется проект Международного Форума «Глобализация и национальная самобытность. Форум языков».
Говоря о народной дипломатии в Татарстане, нельзя не упомянуть о таких организациях как Американский центр, который ведет работу по страноведению и языку, Испанский центр образования и культуры – целью которого является распространение испанской культуры в Татарстане, Немецкий Дом – объединяющий диаспору поволжских немцев в Татарстане, Турецкий культурный центр, Французские центры языка и культуры. Татарстанское региональное отделение Российской Ассоциации изучения Канады недавно, к примеру, уже провело пятую международную научную конференцию «Мультикультурные процессы в Канадских провинциях». Особой активностью отличается и Центр по развитию культурных связей между Татарстаном и Индией. Совместно с Посольством Индии в Российской Федерации Центр регулярно проводит концерты, фестивали индийской культуры, конкурсы индийского танца. Следует отметить и Международную кафедру ЮНЕСКО при ТИСБИ – чья и научно-исследовательская деятельность, и реализация образовательных программ, и культурно-воспитательная работа ведется в интересах Татарстана и всего мира.
К народной дипломатии относятся, безусловно, и международные межконфессионные контакты. В феврале 2001 года Казань посетили представители Фонда Бредли («Bradley Foundation», США), являющийся частной организацией, предоставляющей гранты программам и исследованиям, направленным на улучшение условий жизни граждан путем повышения культурного и образовательного уровня, экономического развития и развития гуманитарных услуг в социальной сфере и в области здравоохранения. Цель приезда – участие в конференции «Гражданские и общественные инициативы в России»-первом международном мероприятии в рамках инициативы «Новая гражданственность», направленной на поддержку усилий общественности и религиозных организаций по улучшению условий жизни людей, в котором участвовали и представители православного духовенства многих городов России, ученые, общественные деятели. Это. Организатором симпозиума в Казани – стал благотворительный фонд духовно-нравственного развития молодежи «Ковчег», образованный на базе существующего православного молодежного культурно-образовательного центра «София».
Общественные организации, использующие в своей работе различные формы народной дипломатии в отличие от официальной дипломатии не несут конкретных государственных обязательств, не исполняют четко оговоренных внешнеполитических функций. Это не их задача. Эти функции по координации связей государственных органов Республики Татарстан с иностранными государствами и международными организациями возложены на Департамент внешних связей Президента РТ (ДВС). Департамент внешних связей является структурным подразделением Аппарата Президента и занимается также обеспечением государственного протокола и руководства деятельностью всех представительств Республики Татарстан в других странах. ДВС осуществляет официальное взаимодействие с МИД России, российскими посольствами за рубежом. Департамент участвует в разработке направлений внешней деятельности Татарстана, конкретных мероприятий по расширению научно-технических, культурных и иных связей Республики Татарстан с иностранными государствами и международными организациями.
Одна из задач Департамента – содействие развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, создание благоприятных условий для развития «народной дипломатии». И здесь мы надеемся на совместную работу с неправительственными организациями, которые по роду своей деятельности работают с дипломатами, представителями зарубежных организаций, компаний.
Гарантии взаимовыгодных и стабильных отношений не обеспечиваются только правительством, они основываются на демократических законах, экономической целесообразности и межличностных контактах. Поэтому народная дипломатия является одной из составных частей всей дипломатической работы. А цели и задачи у них общие - создание устойчивого мира и развития связей в области культуры и экономического сотрудничества, сохранение исторического наследия, и, конечно, работа по укреплению международного авторитета республики.
В заключение хотелось бы отметить инициативу Департамента внешних связей по проведению регулярных встреч с представителями общественных культурных и международных центров нашей республики. Это подчеркивает то значение, которые придается деятельности этих организаций. В этой связи открываются новые возможности развития народной дипломатии.