ПРАВО НА САМОБЫТНОСТЬ И РЕШЕНИЕ ВОПРОСА СРЕДСТВАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
к.п.н., Ахметшина Ф.А.
423550, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Бызова, 18б, Нижнекамский филиал Академии управления «ТИСБИ»
Международно-правовые договоры о защите тех или иных групп населения заключались с древности. Вначале речь шла в основном о взаимной защите подданных или граждан государств – участников договора, а позже, с началом средних веков и нового времени, правовые нормы стали регулировать положение меньшинств – религиозных и национальных. Несмотря на отсутствие в таких договорах термина «самобытность», многие их положения были направлены именно на охрану национальной самобытности меньшинств. Все же следует признать, что такие договоры заключались весьма эпизодически, как правило, в связи с окончанием войн и уступкой территории. И, разумеется, не существовало никакой системы защиты меньшинств ни на религиозном, ни на универсальном уровне. Впервые такая система появилась в рамках Лиги Наций. Сам Устав Лиги не содержал ни одной статьи, посвященной защите прав меньшинств, и система основывалась на ряде договоров, заключенных по окончанию первой мировой войны Главными Союзными и Объединенными Державами с побежденными и вновь образовавшимися государствами: Версальский договор 1919 г. с Польшей, Парижский договор 1919г. с Румынией, Севрский договор 1920 г. с Турцией, Лозаннский мирный договор 1923 г.[1] Кроме того, пять государств – Албания, Ирак, Эстония, Латвия и Литва – сделали одностороннее заявление о принятии обязательств по защите меньшинств, что было условием их вступления в Лигу Наций. Системой Лиги Наций меньшинствам и их членам гарантировались такие фундаментальные права как право на жизнь и безопасность, на недискриминацию, на свободу вероисповедания, равенство перед судом и законом, право на использование родного языка, право создания за счет меньшинств учреждений благотворительного, религиозного, социального или образовательного характера, право на школьное образование на родном языке и т.д. Примечательно, что государства должны были не только обеспечивать равноправие меньшинств и остального населения, но и обязаны предпринимать меры в рамках так называемой «позитивной дискриминации».
Второй отличительной чертой системы защиты меньшинств Лиги Наций, было появление наряду с индивидуальными правами – коллективных, например, право создавать и содержать различные учреждения, школы с обучением на родном языке, право на петиции, которые рассматривались Советом Лиги Наций.
Негативной стороной этой системы было, прежде всего, ее ограниченность странами, потерпевшими поражение в первой мировой войне, и их колониями. Кроме того, реального механизма имплементации норм о защите меньшинств, введено не было; как верно отмечает А.Х.Абашидзе, «исполнение решения Совета Лиги целиком зависело от желаний заинтересованного правительства, поскольку организация не располагала никакими средствами принуждения и обычно, после вынесения решения, уже не интересовалась тем, как и будет ли оно выполнено»[2].
Механизм защиты прав меньшинств Лиги Наций прекратил свое существование вместе с самой Лигой, и создание ООН не привело к возникновению этого механизма. Никакого упоминания о меньшинствах в Уставе ООН не содержится, и его положения ясно направлены на утверждение индивидуальных прав и свобод, которые, как предполагалось, были достаточно эффективным средством защиты интересов каждого, включая меньшинства. Не были приняты предложения и о включении прав меньшинств во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Ст. 26 Декларации лишь призывает государства содействовать «пониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами».
Однако в дальнейшем вопрос о защите самобытности национальных меньшинств неоднократно поднимался при принятии международных актов различного уровня. На защиту этой самобытности, в частности, направлена ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, согласно которой «лицам, принадлежащим к… меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком».
Современные международные акты также уделяют большое внимание защите самобытности меньшинств. Этому вопросу посвящены, например, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. и п. 19, 25-27 Венской декларации и Программы действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека в 1993 г.
Многочисленные упоминания о необходимости защиты самобытности меньшинств содержатся в документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Следует признать, что со времени окончания второй мировой войны и до настоящего времени большинство государств не желают признавать какие-либо права за меньшинствами как особыми социальными общностями. Достаточно общепринято мнение, что такое признание означало бы поощрение сепаратизма и первый шаг к признанию прав меньшинств на самоопределение. Поэтому право меньшинства на самобытность как таковое, т.е. как право коллективное не зафиксировано.
Между тем такой подход, продиктованный политическими соображениями, совершенно не согласуется с существом права на самобытность, которое по своей природе, на наш взгляд, является правом коллективным. Как верно отмечают некоторые авторы, многие права меньшинств, особенно культурные, «могут быть использованы лишь организованной группой лиц». Следует поддержать вывод В.В.Кочаряна о том, что «только группа может обладать правом на самобытность, ибо только ей как таковой может быть присущ комплекс этнических, культурных, религиозных, языковых признаков, составляющих содержание ее идентичности, отличающей ее других групп… Такой компонент самобытности, как культура, созидается и является продуктом коллективной активности, язык как средство общения тоже функционирует только в группе…»[3] Поэтому нелепо звучат предложения к меньшинствам развивать, выражать, сохранять свою самобытность: отдельный человек не может быть «самобытным» в том смысле, какой мы придаем обычно этому понятию. Самобытна может быть культура, образ жизни какого-либо социального коллектива, например, меньшинства. Нельзя нанести ущерб самобытности этнической группы в целом, нарушив право одного из членов этой группы на использование родного языка. И напротив, повсеместное запрещение использования языка в местности, населенной меньшинством, может повредить этой самобытности. Таким образом, самобытность – это ценность, принадлежащая социальной общности, а не индивидам, и право на уважение этой ценности является правом меньшинства, т. е. коллективным правом.
Как уже говорилось, Конвенция о запрещении геноцида защищает право народов на существование в физическом смысле, и поэтому запрещает лишь деяния, наиболее опасные для этого существования. Но для меньшинства угрозу представляет не только уменьшение количества его членов, - как было установлено выше, численный критерий не является здесь решающим. Для существования этнического меньшинства как меньшинства ему необходимо сохранять свои отличительные характеристики, т.е. свою самобытность.
На основе вышеизложенного, необходимо сделать вывод о том, что содержание права меньшинств на самобытность достаточно четко выделяется из соответствующих источников нормативного и ненормативного характера.
Вопрос о самобытности малых народов, правомерно поднимаемый на данной конференции, находится в центре внимания интеллигенции, политики, ученых многих стран. Правомерен он и в России, и в Татарстане, вся история культуры которого «соткана» их культур всех народов, населяющих нашу родину. Только в республике Татарстан проживают представители ста семи национальностей. Имеют ли все они возможность изучать историю своего народа, его культуру, его язык? Как сделать так, чтобы чувство патриотизма к малой родине стало чувством всеобъемлющим? Что необходимо для того, чтобы каждый человек слово «толерантность» не только понимал, но и признавал частью своего существования? Практика показывает, что насильно этому научить невозможно. Значит, ценности глобального общежития надо воспитывать на всех ступенях обучения, начиная с детского сада на протяжении всей человеческой жизни.
В Нижнекамске большую работу в этом направлении проводят Центры национальных культур: «Шанкарав» - чувашского народа, «Вербиченька» - украинского народа, татар - кряшен; многочисленные воскресные школы и художественный коллективы: православная, мусульманская, удмурдская, ансамбли песни и пляски «Яшьлек», «Сылукай», «Пестрая компания» и другие. Но, согласитесь, - это крайне недостаточно, тем более, что лишь малая часть населения находит время и возможности для такого рода занятий. Что остается? Для частичного решения воспитательных задач, мы предлагаем:
усилить работу в средствах массовой информации, в том числе на телевидении, где необходимо разработать специальную программу по этнокультурному, религиозному, общекультурному воспитанию детей и молодежи;
создать общества национальных меньшинств при Министерстве по делам молодежи и спорту;
проводить республиканские олимпиады на знание культуры, языка и традиций народов нашей республики;
предложить разработку данной тематики научной молодежи через серьезное финансирование (конкурсы, гранты и т.п.);
ввести занятия по изучению культуры народов республики Татарстан в качестве обязательного факультативного курса в школе и вузе.
Как уже говорилось, понятия «народ» и «меньшинство» не всегда совпадают: народ может не быть меньшинством, если он доминирует в данном государстве, а меньшинство может не быть народом, а быть частью народа либо религиозным меньшинством. Во всех этих случаях представляется необходимым поднять вопрос права меньшинств на самобытность как одного из ключевых прав, принадлежащих народам, имеющим статус меньшинства. понимание данной проблемы в должной мере – насущный вопрос времени. Важно, чтобы это понимали и студенты высшей школы., готовясь к работе в полиэтнической среде.
Полиязыковая культура является важным компонентом социокультурной подготовки конкурентоспособного специалиста. Данный компонент, проявляющийся в речи – явление не только лингвистическое, социокультурное и профессиональное, но и психологическое, которое способствует совершенствованию межнациональных отношений. Для современной России это представляется крайне важным. Формирование полиязыковой культуры (для республики Татарстан – это русский и татарский языки) предполагает развитие у будущих специалистов сложившихся в обществе общепринятых правил этнокультурного поведения, умение использовать именно те элементы обычаев и традиций, средств языка, которые более всего отвечают конкретной цели коммуникации. Применительно к условиям предстоящей производственной деятельности формирование этих знаний означает развитие этнокультурных качеств, способствующих адаптации к будущим условиям производства.
Коммуникативная направленность преподавания предметов языкового цикла должна осуществляться по специализированным модулям соответствующих профессий и включать термины и темы для совершенствования деловой речи в профессиональных ситуациях, ориентироваться на национальные и индивидуальные потребности студентов при формировании полиязыковой культуры с целью их самореализации, совершенствования межнациональных отношений. Профессиональная направленность полиязыковой подготовки (русского и татарского для использования в социально-бытовой сфере и профессиональной в Татарстане, иностранного - английского – в общественно-деловой речи) должна учитывать уровень социально-экономического развития ближайших десятилетий, интеграцию в мировое экономическое сообщество. Такое образование предполагает и знание этики делового общения.
Для складывающегося российского рынка формирование культуры деловых отношений и идеологии гуманизма и партнерства сопряжено с процессами действия устаревших стереотипов межличностных отношений и общения в профессиональной деятельности, с одной стороны, и жестоким индивидуализмом, присущим эпохе первоначального накопления капитала, с другой. Понимание этого определяет сущность подготовки специалистов к гуманистическому характеру деловых отношений и общения, обеспечивающих личную готовность к коммуникативной ориентации в ситуациях профессиональной деятельности.
Специфической особенностью делового общения является то, что, включаясь в профессионально-трудовую деятельность, оно становится ее компонентом. Взаимосвязь людей в профессионально-трудовых отношениях раскрывает содержание и специфику ситуации и процесса делового общения в различных видах деятельности.
Проблемы работы молодых специалистов в межэтнической среде имеют особое значение и для России, и для современной республики Татарстан в связи с ростом значимости конфессионального фактора в сознании и общественной жизни. Общество предъявляет качественно иные требования к подготовке специалистов всех уровней и сфер, тех, кто связывает свою будущую профессию с активными действиями в полиэтнической среде. Этнокультурная функция образования получила свое обоснование в трудах. Н.Волкова, Л.А.Воловича, Г.В Мухаметзяновой, В.В.Пименова, Ф.Ф.Харисова и др. Выпускнику вуза необходимо иметь достаточные знания, умения и навыки работы в динамично изменяющемся социуме. Далеко не в полной мере реализуется в его деятельности этнокультурная функция, направленная на профессиональное регулирование межкультурных отношений, на сохранение и поддержку этнической самобытности народов нашей страны, гуманистических традиций их культур. Такая постановка вопроса выдвигает на первое место проблемы этнокультурной компетентности будущего специалиста, который должен готовиться в вузе не только как всесторонне развитая личность, но и как гражданин, принадлежащий к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, природно-географическому региону. Этнокультурная компетентность – один из компонентов профессиональной компетентности и фактор конкурентоспособности в будущей профессиональной деятельности.
Важнейшими составляющими этнокультурной подготовки, формирующими этнокультурную компетентность будущих специалистов в процессе обучения в вузе являются:
формирование регионального компонента личности в результате изучения культурологических, психологических, педагогических, социальных аспектов образования;
развитие навыков и умений в области этнокультуры, позволяющих свободно функционировать в социальной среде;
определение готовности к профессиональной деятельности в полиэтнической среде;
выбор дальнейшего пути культурного и этнокультурного самосовершенствования.
Этническая компетентность – это готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных форматах взаимопонимания, на основе которых происходит совершенствование этнической толерантности, направленной на установление сотрудничества и взаимопонимания, умения вырабатывать на основе быстрого и компетентного анализа реальной обстановки необходимых рекомендаций по нейтрализации зарождающихся негативных индивидуальных социально – психологических настроений. Этнокультурная компетентность включает в себя познавательный, развивающий, воспитательный и учебный аспекты.
Познавательный аспект заключается в том, что обучение культуре используется как средство обогащения духовного мира личности. Главной функцией модели культуры становится духовное самосовершенствование личности; постижение системы ценностей народа; знакомство с архитектурой, живописью, музыкой, традициями, бытом народа и т.п.
Воспитательный аспект - это процесс становления, обогащения, совершенствования духовного мира. В ходе диссертационного эксперимента была предложена и ведена гуманитарная практика, проведена студенческая конференция «Культура народов нашего города и толерантность – путь в XXI век», встречи с деятелями центров чувашского, украинского, татарского народов, деятелями разных профессий, народными коллективами, хором православной музыки, хором ветеранов войны и труда.
Развивающий аспект связан с формированием личности будущего профессионала.
Учебный аспект включает в себя умение выражать мысли, чувства, понимать культуру народов, чувствовать потребность в новых знаниях. Личность рассматривается с гуманистических позиций как самоопределяющийся, творческий, свободный человек, а образование – это процесс передачи культуры, направленный на преобразование личности. Философскую основу гражданского общества составляет утверждение о том, что одновременно является представителем определенного этноса и планеты Земля. На этой основе развиваются идеи глобализации образования. Процессы регионализации привели к созданию национально-этнических образовательных систем. Еще в XIX веке русский философ В.С. Соловьев отмечал, что «всякая народность имеет право жить свободно развивать свои силы, не нарушая таких же прав других народностей. Это требует равного права для всех народов вносить в политику некоторую высшую нравственную идею, которой должно подчиняться национальное самолюбие»[4].
Осознание опыта истории сопредельных народов, опыта всемирной истории обостряет чувство собственной национальности. Н.А. Бердяев говорил, что «чужую национальную душу может чувствовать и узнать лишь тот, кто чувствует и знает собственную национальную душу»[5]. Однако приоритет родного, близкого для народа не означает замкнутости и тем более пренебрежительного отношения к другим народам, тат как истинное воспитание и образование – открытая система, постоянно впитывающая лучшее, что есть у других народов, ориентирующаяся на лучшие образцы и достижения человечества в целом.
Формирование культуры диалога осуществляется при соблюдении некоторых принципов:
равноправие участников диалога, то есть право каждого высказать свое мнение;
стремление установить сопонимание в группе;
отсутствие авторитарного давления;
терпимость к критике.
Эти принципы лежат в основе глобального мышления, которым должен обладать человек будущего. Выход из мирового кризиса возможен только на уровне гуманистического мировоззрения на принципе всеединства человеческой цивилизации, духовной интеграции человеческих сообществ, многомерного диалога ментальностей и культур. Глобализация образования направлена на достижение приоритета общечеловеческих интересов, а именно: осознание общности таких глобальных проблем современности, предотвращение конфронтации на национальном уровне и кровопролития, экологического кризиса, веры в человека и в творчество масс. Глобально образованный человек – это личность, овладевшая глобальным мышлением, содержанием образования и развившаяся до способности реализовать глобальные качества человеческой культуры.
Единство народов и их национальное разнообразие – это две стороны одной медали. Это единство в масштабе всего человечества, не исключая и национальные меньшинства, будет возможным, если народы сохранят свое лицо и уникальную неповторимость. Только межнациональная терпимость и доброжелательное отношение к другим народам, их культуре, достижениям, традициям, отказ от психологии своей избранности могут привести все человечество к взаимопонимания и подлинно цивилизованному общению. В основу прогресса культуры межнационального общения заложен принцип приоритета человеческих ценностей. Это гармоничное сочетание национальной культуры самобытности с общечеловеческой культурой. Высшая школа должна отражать все проблемы, волнующие сегодня людей, - проблемы сохранения мира, самобытности, выживания человечества. Система образования, находясь в эпицентре противоречий действительности, объединяет в себе два фактора: всеобщее (регионализации и этнокультурной дифференциации) и специфически культурное, этническое (процесс интенсивного культурного обмена, взаимовлияний, интеграции социальных и экономических сфер).
Сегодня на планете происходит становление единой цивилизации, характеризующейся глобализацией социальных и культурных процессов. Важно при этом не потерять самобытную культуру всех меньшинств, проживающих рядом. Все эти обстоятельства не могут не учитываться при постановке проблем образования в эпоху постиндустриализации, при определении приоритетов образовательной политике как на федеральном, так и на региональном уровнях. Задача специалистов, разрабатывающих новые направления в образовательной политике и организации систем воспитательного воздействия состоит в том, чтобы знать и учитывать суть, а не только внешнюю форму этнокультурных традиций народов, составляющих каждый регион.
Развитие образования с учетом социокультурных тенденций предполагает учет и решение следующих проблем:
осуществление методологического анализа различных подходов к проектированию систем образования с учетом особенностей социокультурной среды;
систематическое корректирование проектов развития систем образования с учетом полиэтнических и поликультурных факторов;
интеграция деятельности культурных и образовательных учреждений, уровень которых может быть различным в зависимости от целей объединения.
Мы готовы ответственно заявить: право на самобытность может быть реализована только тогда, когда и государство, и ее граждане готовы к реализации этого права. Время диктует необходимость перемен по решению вопросов, поднимаемых на данной конференции, в том числе - по теме сообщения. Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей среды, называется экологией. Но экологию нельзя ограничить только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы.
Литература:
1. Ключников Ю.В. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч.2. М., 1929 г.
2. Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996г.
3.Вестник Московского университета. Серия «Право», №6-1996г.
4. Соловьев В.С. Оправдание добра. – Соч. В 2-х т. – М., 1988. – Т.1.
5. Бердяев Н.А. Русская идея //Вопросы философии. – 1990. - №1. – С.78