Доклады секции:
"Общество и политика"
ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
к.п.н, Зиятдинова Ю.Н.
ziat@mi.ru
В современном глобальном образовании доминирует тенденция интернационализации. Взаимодействие между странами всегда вызывает интерес к изучению зарубежных образовательных систем с целью заимствования определенных рациональных и приемлемых элементов. Страны заимствуют друг у друга методики и технологии обучения различным дисциплинам, оценки качества преподавания, контроля полученных знаний. В современном мире весь процесс обучения в разных странах ориентируется на получение единого, оцениваемого результата, в связи с чем, повсеместно вводятся единые системы тестового контроля знаний. Все это направлено на то, чтобы получить дипломы об образовании международного образца, одинаково признаваемые в разных странах. Данный процесс неоднозначен, он имеет как свои преимущества, так и недостатки. С одной стороны, в результате этого ученые и специалисты получают возможность беспрепятственно работать в разных странах, избегая проблем с документами. Однако с другой стороны, в такой ситуации возникает опасность затеряться в этой глобальной системе, утратить свои национальные особенности. Данная проблема ощущается еще острее при изучении зарубежных систем воспитания, которые, наряду с технологиями обучения, также часто заимствуются странами друг у друга в настоящее время.
Вопрос о возможности переноса системы воспитания из одной страны в другую, разработки и реализации глобальных воспитательных программ вызывает много споров и разногласий. У таких программ есть свои сторонники и противники. Сторонники в качестве аргументов приводят то, что в современном мире, где страны стремятся к объединению, глобализация должна затронуть все сферы человеческой жизни, включая образование, а, следовательно, и воспитание. Противники настаивают на необходимости сохранения национальных особенностей страны, нерушимости имеющихся в ней образовательных и воспитательных традиций.
В данной статье делается попытка обосновать возможность разработки глобальных воспитательных стратегий, а также выделить те аспекты воспитания, которые должны оставаться присущим только отдельно взятой стране и нации. Далее подробнее остановимся на воспитательном потенциале такой учебной дисциплины как иностранный язык, после чего коротко затронем тему этики и этикета поведения в глобальной сети Интернет.
В первую очередь необходимо найти ответы на такие основополагающие вопросы процесса воспитания как «зачем воспитывать?» «чему воспитывать?» и «как воспитывать?».
Проблема нравственного воспитания, передачи моральных норм и ценностей подрастающему поколению существует на протяжении всей истории человечества, от первобытного общества и до наших дней. Тот факт, что вопросы воспитания, передачи нравственной культуры подрастающему поколению актуальны и поднимаются и в настоящее время во многих странах, не вызывает сомнения. Это связано с такими, ставшими глобальными, проблемами как неблагополучные семьи, недостаточное участие образовательных учреждений в воспитательном процессе, и, как следствие, асоциальное поведение, наркозависимость, рост преступности среди детей и подростков. Данный список глобальных проблем можно продолжать практически бесконечно. Однако сам факт, что проблемы являются глобальными, предполагает вывод о возможности единых, глобальных путей их решения.
Современное общество требует от человека принятия серьезных решений по многим неоднозначным вопросам, таким как разворачивание военных действий, разрешение смертной казни, возможность эвтаназии смертельно больных людей и так далее. Несомненно, что решения такого типа являются не только политическими, но также и нравственными. Поэтому возникает вопрос о нравственной культуре людей, принимающих эти решения. В случае отсутствия таковой, эти решения могут приниматься на основе эгоистических соображений, убежденности в собственной силе, преимуществах над другими. Чтобы увидеть результаты таких решений, достаточно лишь оглянуться по сторонам.
Итак, вывод первый: воспитание нравственной культуры необходимо для осознания и понимания человеком неписаной, общечеловеческой морали, формирования на ее основе навыков поведения в обществе, выработки умений принимать нравственные решения, исходя из общепризнанных нравственных принципов. Таким образом, получен ответ на первый вопрос «зачем?». Далее, постараемся сформулировать, «что» конкретно необходимо воспитывать.
Нравственные принципы, выработанные человечеством на протяжении многих веков, заложены в общемировых религиях, философии, культуре. Общемировая история также содержит много примеров нравственных принципов, ведущих как к процветанию, так и к упадку нации. Изучение религии, философии, истории и культуры доказывает существование общечеловеческих ценностей, которые актуальны для всех культур мира, для них не существует территориальных, этнических, религиозных границ. Их можно также рассматривать как нравственные концепции, которые всегда присутствуют в любом обществе и являются нравственной истиной, эталоном оценки поступков, поведения человека.
Список этих ценностей может быть бесконечным, очевидно, что запомнить и воспитать их все практически невозможно. Поэтому представляется целесообразным определенным образом структурировать данные ценности, свести их в несколько основных категорий. При этом число категорий должно быть ограничено, так как норма запоминания информации у обычного человека в среднем составляет не более чем 5-6 единиц. Очевидно, что весь набор общечеловеческих ценностей не ограничивается этим числом, однако каждая из категорий может включать в себя ряд близких по значению, однородных слов, характеризующих личные качества и поступки человека. Возьмем за основу классификацию ценностей, предложенную институтом этики Джозефсона (США), однако в данном вопросе допускаются и любые другие классификации.
Согласно данной классификации общечеловеческие ценности включают в себя: надежность, уважение, ответственность, справедливость, заботливость и гражданственность. Во избежание путаницы в терминологии, дадим каждой из ценностей точное определение. Надежность — это способность заслужить доверие и не потерять его. Уважение — это признание значимости и ценности как других людей, так и самого себя. Ответственность должна присутствовать у человека в отношении его выбора, поступков и осознания их последствий. Справедливость предусматривает принятие непредвзятых решений согласно общепризнанным стандартам, без учета собственных чувств и намерений. Заботливость — это умение ценить, любить, интересоваться и внимательно относиться к другим людям, своему городу, стране и всему миру. Гражданственность — это соблюдение прав, выполнение обязанностей, и ответственность гражданина за свое поведение.
Из приведенных определений ясно, что эти ценности имеются во всех культурах, в том числе и в русской, и в татарской. Очевидно и то, что понятия, заложенные в них, не могут ограничиваться данными выше, максимально обобщенными определениями. Поэтому целесообразно включение в каждый из них, как категорию, ряда близких по значению качеств человека. Данные качества проявляются в поступках, и все они были сведены нами в следующую таблицу (см. табл.1).
Как видно из приведенной выше таблицы, надежность как качество человека подразумевает честные поступки, умение держать обещания, верность близким людям и коллегам по работе, а также целостность, то есть единство мыслей, слов и действий. Уважение предполагает учтивость и вежливость в общении, признание права человека на независимость, а также терпимость по отношению к людям, чьи взгляды отличаются от других. Ответственность включает в себя самоконтроль, умение дать отчет о своей работе, а также постоянное стремление к совершенству.
Вопрос о справедливости всегда возникает в случае необходимости принятия решения. Для обеспечения его максимально возможной справедливости предлагаются следующие правила: своевременное, предварительное ознакомление людей с нормами и требованиями, а далее — непредвзятость, рассмотрение всех фактов и выслушивание всех точек зрения для принятия справедливого решения. Заботливость предполагает наличие таких качеств, как сочувствие, сострадание, доброта и любовь, то есть, искренней заинтересованности в благополучии окружающих. Хороший гражданин выполняет свой гражданский долг, соблюдает законы и уважает власть. Все это соблюдается не только в своей стране, но и за ее рубежами. Также, гражданственность может рассматриваться и в более узком контексте города, района, школы как соблюдение всех правил, уважение старших, участие в общественных мероприятиях.
Все приведенные в таблице выше качества не представляют никакой новизны, практически все они, в том или ином сочетании, встречаются в различных воспитательных программах. Важным является то, что все они должны воспитываться в непосредственной связи друг с другом и с поведением, основным методологическим принципом должен являться системный подход.
Итак, вывод второй: содержанием процесса воспитания должны быть общечеловеческие ценности, их интериоризация в настоящее время рассматривается как основная цель воспитания в отечественной педагогике. Общечеловеческие ценности, сведенные в шесть основных категорий, могут быть заложены в основу системы нравственного воспитания в любой стране. Таким образом, получен ответ на вопрос: «что воспитать?». Далее рассмотрим вопрос «как?».
Основным и обязательным условием нравственного воспитания в любой организации является создание благоприятной для этого среды. Кроме того, учебные дисциплины наполняются дополнительным содержанием, а именно общечеловеческими ценностями.
Таблица 1
Классификация общечеловеческих ценностей
Ценность | Надежность | Уважение | Ответственность | Справедливость | Заботливость | Гражданственность |
Качества и поведение | Честность правдивость искренность прямота целостность умение держать обещания | учтивость вежливость порядочность признание права на независимость терпимость верность | подотчетность стремление к совершенству самоконтроль | умение предупредить непредвзятость рассмотрение всех фактов умение выслушать собеседника | сочувствие сострадание доброта любовь интерес к окружающим | патриотизм выполнение гражданского долга уважение власти соблюдение законов |
Особенно подходят для этой цели предметы гуманитарного цикла, такие как культурология, история, родной и иностранный языки. Здесь на примере произведений, в первую очередь, родных писателей, богатства родного языка, истории своей страны внимание студентов акцентируется на нравственных качествах, основных ценностях, характере главных героев книг и исторических личностей, их поведение и поступки анализируются с точки зрения соблюдения ими основных нравственных принципов. Расширяется словарный запас через перечисление всех положительных и отрицательных качеств личности, их синонимов и антонимов. Главной задачей здесь является доказательство существования единых для всех культур нравственных ценностей и принципов. На занятиях по дисциплинам естественнонаучного цикла разворачиваются дискуссии о возможностях использования последних достижений науки как во благо, так и во вред человечеству. При этом ни одна дискуссия не может обходиться без обсуждения нравственных качеств, которыми должны обладать люди, в чьих руках находятся эти знания, и нравственных принципов, которыми им следует руководствоваться.
Выше приведен только основной механизм воспитания через учебные дисциплины. Как видно из его описания, он может использоваться в любой стране. Здесь имеется широкий спектр возможностей для самостоятельного творчества преподавателей с целью создания положительной воспитательной среды и непосредственного включения воспитательного содержания в учебную дисциплину.
При отборе воспитательного материала однозначно возникает вопрос о критериях его выбора. И здесь особое место занимает национальная культура.
Для сохранения национальной самобытности при отборе воспитательного материала должны учитываться народные традиции, культурное, духовное и историческое наследие нации. Ведущим принципом здесь должен выступать принцип этнической природосообразности образования. Данный принцип гласит, что содержание этнического образования, методы, приемы и формы обучения, а также и воспитания, должны соответствовать этнофилософским взглядам, этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим особенностям народа.
Многие ученые-педагоги посвятили свои работы принципу природосообразности образования в целом и воспитания в частности. При этом изучалась биологическая природа человека, его физиология, психология и психика. Однако неотъемлемой частью человека является также и его этническая природа, этносоциальная сторона. Вне нее невозможно построить эффективный процесс воспитания.
Понятие этнической природы человека включает в себя многие стороны, такие как этнический менталитет, стереотип, самосознание, уклад жизни, национальный характер, этнорелигиозные взгляды на роли членов семьи и роль семьи и обществе, обычаи и обряды. Особое место здесь занимает родной язык, вобравший в себя народную мудрость в виде устного народного творчества, сказок, пословиц и поговорок, загадок, считалок, народных игр. Именно язык является ядром этнической природы человека.
К сожалению, учесть все факторы этнической природы человека при разработке системы воспитания практически невозможно, однако игнорировать их тоже нельзя, и они должны в максимально возможной степени включаться в содержание воспитания. Общечеловеческие ценности должны представляться с точки зрения родной национальной культуры.
Итак, третий вывод: воспитание должно осуществляться через наполнение учебных дисциплин дополнительным, воспитательным материалом, основанным на перечисленных выше общечеловеческих ценностях и исходя из культурного и национального наследия конкретной страны.
Таким образом, сделанные выводы доказывают возможность разработки глобальных воспитательных стратегий, основных направлений и принципов воспитательного процесса, приемлемых для всех стран. Ими является интериоризация общечеловеческих ценностей, присущих всем странам и народам через содержание учебных дисциплин. Однако конкретное наполнение данного содержания будет различаться в разных странах.
Далее, рассмотрим возможность наполнения учебной дисциплины воспитательным содержанием на примере иностранного языка.
В современных условиях, когда во всех сферах человеческой деятельности доминирует тенденция глобализации, особую роль приобретают иностранные языки, поскольку именно через них познаются общечеловеческие нравственные ценности. Поэтому остановимся подробнее на воспитательном потенциале такой учебной дисциплины как иностранный язык и возможностях воспитания через него. Интерес представляет преподавание иностранного языка в техническом вузе.
В целом, проблема воспитания студентов в техническом вузе является многосторонней. С одной стороны, необходима подготовка квалифицированного специалиста, ученого. С другой стороны, достижения современной науки, которым студента обучают в стенах технического вуза, могут быть использованы как во благо общества, так и для угрозы человечеству, о чем свидетельствуют частые в последнее время трагические события в мире. Это заставляет задуматься о моральных качествах человека, которому можно доверить эти знания.
Если человек, который приобрел богатые научные знания, в то же время не получил нравственного воспитания, то основой принятия решений о применении этих знаний для него могут явиться не моральные принципы, а личная выгода. Эта мысль хорошо отражена в высказывании Теодора Рузвельта «To educate a person in mind and not in morals is to educate a menace to society» (Дать человеку образование без воспитания — значит подготовить угрозу для общества). Все вышесказанное выдвигает на первый план необходимость нравственного воспитания будущего инженера.
Иностранный язык обладает большим воспитательным потенциалом. Он является неотъемлемой частью культуры, в нем отражаются выработанные человечеством духовно-нравственные ценности и гуманистические традиции. Следовательно, преподавание иностранного языка требует взаимосвязи с культурой, традициями и особенностями страны изучаемого языка. Таким образом, можно говорить о том, что иностранный язык лежит в основе развития межкультурной коммуникации.
Развитие у студентов навыков межкультурной коммуникации идет через воспитание нравственной культуры, ознакомление с нравственными нормами родной страны и страны изучаемого языка. Это дает студентам возможность сравнить культуры двух стран, выделить в них общее и особенное, что позволяет познакомиться с нравственными нормами поведения. Особое значение они приобретают для специалиста, который в процессе своей профессиональной деятельности сталкивается с представителями разных культур.
Языковые знания и знания национальной культуры не будут иметь значения без привития студентам навыков и умений речевого и неречевого поведения. Незнание деловой и профессиональной этики, речевого этикета другой страны может привести к серьезным недоразумениям и даже конфликтам. Студенты учатся этике поведения также через дисциплины практики речи, делового английского языка. При составлении диалогов на любые темы очень важно знать, как правильно построить разговор, выразить свою мысль. Кроме того, известная форма работы — обсуждение высказываний известных людей, пословиц, поговорок в начале занятия, их преемственность из урока в урок.
Другой формой работы является чтение и обсуждение текстов. Для этого подбирается языковой материал, в котором отражены именно нравственные ценности и нравственные отношения в обществе. Этот материал предлагается студентам не только для перевода, но и для дальнейшего обсуждения. После обсуждения используется такая форма работы, как сочинение с целью дать возможность студенту изложить свои мысли по тому или иному вопросу этики. В качестве таких текстов можно взять, например, моральный кодекс инженера. Принято считать, что таковой имеется в профессии врача, но, на самом деле, практически во всех профессиях имеется свой моральный кодекс, принятый международными организациями.
В последние годы в связи с ростом популярности профессии переводчика, и в то же время наличием на рынке большого объема услуг некачественного, неквалифицированного перевода в книгах и учебниках по переводу часто стала подниматься тема профессиональной этики переводчика. Эта тема рассматривается в работе со студентами-переводчиками с самого начала курса перевода, устного и письменного. Используя современную литературу, совместно с переводчиками составляется так называемый «Кодекс переводчика».
Итак, все вышесказанное позволяет говорить, что в техническом вузе именно иностранный язык дает наилучшие возможности для воспитания будущего специалиста, которому особенно важно осознать и принять общечеловеческие ценности, что позволит ему избежать множества проблем при общении с людьми.
В разговоре о глобальной этике, глобальных воспитательных стратегиях особое место занимает вопрос об этике поведения в глобальной сети Интернет, Именно здесь на практике встречаются представители различных культур и народов, которые должны следовать единым правилам. Существование и актуальность проблемы поведения в сети подтверждается появлением в последнее время в английском языке связанных с этим новых слов, таких как «cyberethics», «cyberlaw», «netiquette». Вопросы поведения в сети можно свести к пяти основным темам, и все они касаются такой нравственной категории, как уважение:
уважение к частной собственности (системная безопасность и интеллектуальная собственность);
уважение частной информации (разглашение/сбор частной информации, спам);
уважение к другим и взаимная вежливость (использование ненормативной лексики в переписке и чатах);
уважение к организации (ограничения использования Интернета в образовательных, правительственных или частных организациях);
уважение к себе (собственная безопасность при работе в сети).
Именно глобальные системы воспитания, основанные на названных выше принципах общечеловеческой морали, могут позволить разработать единые правила поведения в сети Интернет и воспитать уважение к данным правилам у пользователей.
Итак, все вышеизложенное свидетельствует о возможности разработки общих, глобальных стратегий воспитания, основанных на общечеловеческих ценностях, сведенных в шесть основных категорий: надежность, уважение, ответственность, справедливость, заботливость, гражданственность. Такая классификация не является конечной и единственно допустимой, могут приниматься и другие варианты. Данные ценности являются лишь принципом отбора воспитательного материала, основанного на национальном, культурном, духовном наследии страны. Наиболее эффективный способ воспитания — это включение воспитательного материала в содержание учебных дисциплин, в частности, иностранного языка. Наиболее наглядным примером применения глобальной этики является сеть Интернет.