СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОПАГАНДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ
к.с.н., проректор по научной работе Исхакова Н.Р.
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Новый город,28/16, Камский институт
Основными социальными институтами, которые формируют духовное развитие, а также общечеловеческие ценности у современной молодежи, является семья, школа, социум.
Центральным институтом, на который объективно возлагается наибольшая ответственность по формированию общечеловеческих ценностей, на наш взгляд, является семья.
Условия существования современной семьи привели к тому, что были уничтожены многие формы социализации подрастающего поколения. Прерванными оказались полноценные связи, преемственность поколений, материальное и духовное неблагополучие повлияли на всех членов семьи. Современная молодежь начинает рассматривать старшее поколение как чужой «псевдовид», стремится как можно дальше отойти от поколения родителей в своих обычаях и нравах. Традиционное поведение старших она не просто игнорирует, а поступает во всем наоборот. И выход из всего этого, на наш взгляд состоит, в умении строить искренне человеческие отношения с другими людьми и средой обитания, умении понимать других, сочувствовать, сострадать, по-человечески относиться ко всему живому на земле. В этих простых истинах содержится подлинная духовность. Именно этих общечеловеческих ценностей теперь недостает современной молодежи.
По результатам исследований детей дошкольного возраста выяснилось[1], что дети отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым, веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте стоят лирические, спокойные образы. Это означает, что у детей с этого возраста развивается односторонность интересов, поэтому необходимо развивать у дошкольников способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему, добрых взаимоотношений друг с другом. Одним из направлений по формированию общечеловеческих ценностей может служить народная музыка. Человечество донесло до нашего времени наиболее самобытные и талантливые произведения народного искусства. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте, культуре. Свои первые музыкальные переживания ребенок должен получать, на наш взгляд, на родном музыкальном языке. Идея добра и любви главенствует в народных произведениях. Под словом «любовь» народные тексты детских песен позволяют понимать не столько сентиментальные чувства, сколько привязанность к родным, а также чувства благодарности, дружбы, восхищения, сострадания и уважения. Именно так понимается это слово. Такая любовь – источник доброго отношения ко всем людям, к природе, ко всему живому. Наполнить такой любовью – основа нравственности, духовного роста, гармонизации чувств и одновременно – лучшая защита человека от посягательств зла и насилия, ибо следование принципам нравственности ведет к духовному развитию человека, основой которого является формирование общечеловеческих ценностей. Такая любовь – основа жизни, дающая огромную жизненную энергию подрастающему поколению, она особенно необходима в настоящее время.
Приобщение к народной культуре происходит не только в дошкольных учреждениях, но и на всех ступенях системы образования.
Социально-экономические преобразования в современном обществе требуют совершенствования всей системы учебно-воспитательного процесса с учетом региональных, национальных особенностей и традиций. В настоящее время традиционная система обучения дополняется национально-региональным компонентом, который включает в себя родной язык, искусство.
Изучение содержания татарского фольклора позволяет нам утверждать, что он является уникальным средством формирования общечеловеческих ценностей: любви к своему народу, эстетического вкуса, физического совершенства, мировоззрения, оптимизма. Проблему формирования общечеловеческих ценностей можно рассматривать через тематический план изучения национальной культуры в школе на уроках:
поэзия;
игровой фольклор;
праздники.
Поэзия, как одна из литературных сокровищниц народного искусства, в сочетании с музыкой по-прежнему остается наиболее действенным механизмом формирования культуры школьников, где происходит знакомство с различными национальными скороговорками, загадками, сказками. «Игровой фольклор» включает изучение хороводных песен, сценок. «Праздники» вводят детей в мир национальных обрядов и традиций. Учащиеся могут разучить различные обряды, играть на национальных инструментах.
Введение национально-регионального компонента в содержание музыкально-эстетического развития школьников способствует формированию духовной культуры на национальном материале.
Можно выделить следующие направления пропаганды национальной самобытности посредством музыкальной культуры:
На основе музыкальных традиций Татарстана формировать положительные черты, качества и свойства личности.
Воспитывать любовь к музыкальной культуре своего народа через потребность в общении с ней путем активного, глубокого проникновения, осознанного восприятия.
Прививать любовь к фольклорной музыке как источнику народной мудрости, красоты и источнику вдохновения композиторов и исполнителей.
Бережное отношение к культуре других народов на основе развития исполнительско-творческих навыков школьников с учетом психолого-возрастных особенностей.
Разработка вопроса по внедрению национально-регионального компонента требует различных мероприятий, связанных с изменением содержания предмета «Музыка» в школе, где большая доля учебного времени отводилась бы национально-региональному компоненту. Также необходима тщательная подготовка профессиональных кадров в области национальной музыки. Заметным шагом в решении этой проблемы является введение в педагогическом университете общемузыкальной подготовки на всех факультетах. Будущих учителей различных школьных дисциплин обучают игре на музыкальных инструментах, прививают навыки руководства хоровым коллективом.
Однако школа нуждается в помощи научно-методического характера и в обеспечении музыкальным репертуаром, в работе с которым решаются воспитательные задачи. Именно музыкальный репертуар является важнейшим средством музыкально-эстетического развития учащихся, формирования общечеловеческих ценностей через музыкальную культуру. К его подбору необходимо предъявлять самые высокие требования. Произведения, звучащие на уроках музыки, должны быть не только идейно выдержанными, высокохудожественными и доступными детскому восприятию как по содержанию, так и по форме, но и обязательно должны усложняться от урока к уроку. Репертуар должен отражать широкий круг явлений и событий в жизни. Таким образом, проблема высокохудожественного и, вместе с тем, методически обоснованного репертуара представляется нам одной из сложнейших, требующей постоянных усилий и внимания со стороны всех заинтересованных лиц.
Используя в работе новые сочинения, необходимо помнить о том, что ни одно музыкальное произведения не исчезнет из детской памяти бесследно. Оно невольно становится средством формирования либо хорошего, либо дурного музыкального вкуса. А так как количество уроков в школе по-прежнему остается ограниченным, то ни одна спетая песня, ни одна пьеса не должна быть «проходящей», не вызывающей у учащихся духовного обогащения.
Репертуар наших детей не богат, и поэтому необходимо отрегулировать вопрос о соотношении произведений народного творчества, классики и современной музыки в школьной программе, а также о роли каждого из этих разделов в работе с различными возрастными группами. Знакомство с лучшими образцами народной, классической и современной музыки не просто должно иметь место во всех классах, но также в том, что соотношение этих разделов должно меняться в зависимости от возраста учеников и их музыкального опыта. Учитывая то, что народная музыка является основой классической и современной музыки, считаем целесообразным увеличение удельного веса изучения народного творчества в начальных классах и уравнение их в средних классах. Это будет способствовать формированию межкультурного взаимодействия молодежи, творческому развитию и общению, а в итоге - формированию общечеловеческих ценностей: любви к Родине, ближнему, уважения к старшим, чувство доброты и сострадания.
Одним из эффективных направлений пропаганды национальной самобытности является организация социально ориентированного клубного пространства. Наряду с другими институтами общественного воспитания, они позволяют школьнику преодолеть одностороннее развитие, проявить свои способности, удовлетворить потребности личности в самореализации, самосовершенствовании при формировании общечеловеческих ценностей. Клубные формы деятельности дают мощный толчок не только художественному, но и организаторскому, прикладному и социально-педагогическому творчеству. В этой ситуации клубные центры творчества выступают своеобразным инструментом координации инициативы и самодеятельности различных творческих объединений и исполнителей во время фестивалей и праздников народного творчества. Педагогические и творческие возможности клубных объединений проверены практикой. Тяга школьной молодежи к объединению на духовных, культурных, нематериальных потребностях (ценностях) и интересов доказана опытом жизнедеятельности людей во всем мире. В этих объединениях создаются благоприятные условия для формирования чувства коллективизма, взаимоподдержки, товарищества, дружбы, утверждаются духовно-культурные традиции, характерные для данной социальной среды.
Благоприятным условием в сохранении и развитии творческих способностей школьной молодежи является культурная среда, в которой сплетаются и взаимодействуют традиционные элементы культурно-художественных традиций семей, дошкольных учреждений, школ и культурно-досуговых заведений.
Значение этого трудно переоценить. Оно обусловливается тем, что в современной ситуации наблюдается тенденция к разрушению, размыванию культурной среды, сведению к некой «общенародной»; в которой исчезает самобытность и содержание традиционных, национальных культур. Понятию престижа и сохранению национальных традиций способствует народный фольклор. Исторический опыт становления и развития народного творчества, праздников и обычаев Татарстана подтверждает, что семейные культурно-художественные традиции были основным средством передачи нравственного опыта и способом формирования общечеловеческих ценностей в обществе. Эти традиции регулировали отношения поколений и в разных социальных группах, стимулировали самодеятельное творчество. Культурно-досуговая сфера поможет в деле возрождения фольклорного искусства, где активизируются национально-патриотические факторы воспитания в формировании общечеловеческих ценностей у современной молодежи, которые становятся силой, способной противостоять распространению скептицизма, безверию, цинизма. А через национальное идет путь к интернациональному. Так, проведение в Татарстане праздников на основе народной культуры – «Моя малая Родина», «Сабантуй», «Навруз», «Корбан-байрам» и др., вечеров баитов и мунаджатов, конкурсов «Гыйффет Туташ», «Праздник семьи», «День города» - способствуют укреплению сплоченности и единства народа.
Таким образом, для того чтобы школьное движение, подростковые клубы, самодеятельность стали действительно формой, механизмом пропаганды национальной самобытности, необходимо решить материально-технические, научно-методические, кадровые вопросы, что в наше время затруднено, так как дезорганизация социальной жизни сегодняшнего времени отражается на всех уровнях общественной системы и, в частности, в этой сфере деятельности. Постоянные поиски спонсоров для проведения детских мероприятий лихорадят коллективы и отвлекают от творческой работы. А также сегодняшние клубы, к сожалению, имеют тенденцию не к постоянному развитию, а всего лишь к фиксации форм и образцов деятельности. Необходимо, чтобы участие в клубном пространстве служило повышением уровня духовной культуры школьников. Оно лишь тогда принесет реальную помощь, когда изменится государственная социальная политика по отношению к молодежи и её духовному развитию.
Проблема духовно-нравственного становления и развития подрастающего поколения – одна из самых важных и сложных в силу конкретно-исторических условий развития России – глубокого духовно-нравственного кризиса общества, связанного с общим системным кризисом. От решения этой проблемы зависит историческое будущее нашей страны. Для этого необходимо:
В основе воспитания подрастающего поколения должно быть нравственное воспитание, которое осуществляется прежде всего в приобщении к музыкальной культуре, заключающее в себе систему общечеловеческих ценностей, определяющую траекторию человеческой жизни, предохраняющую душу ребенка от зла и насилия.
Необходимо постоянно обращаться к традициям Российской, народной педагогики, в которых заключается приоритет духовно-нравственных начал в воспитании, формировании общечеловеческих ценностей и идеалов, где музыка является одной из важнейших составных частей духовной культуры.
Современные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания и развития музыкальной культуры должны осуществляться через идеи патриотизма и гражданственности. Наряду с другими социальными институтами (например, институт семьи и брака, образования), необходимо восстановление места и значения религиозной культуры, как одной из ключевых сфер духовной жизни социума, как средства формирования ценностных ориентаций у детей и молодежи и имеющей богатый опыт по приобщению к музыкальной культуре.
Большую роль пропаганды национальной самобытности играет эстетическое воспитание детей и молодежи в процессе их общения с миром искусства, в том числе музыкальной культурой;
Необходима новая политика в сфере средств массовой коммуникации в отношении подрастающего поколения, доступ к ценностям культуры, музыки, информации.
Необходимо установление новых информационных потоков и взаимообмена через международное сотрудничество с общественностью Запада пропаганды национальной самобытности, по проблемам детей и молодежи.
Литература
1.Катинене А.И. Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5-7 лет. Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М., 1974.; Силуков В.Е. Развитие музыкальных интересов в процессе слушания музыки на занятиях //Формы организации художественной деятельности дошкольников. – М., 1972.